Logo

Казахстан

Комплексные решения
для медицинского
образования от
издательской группы
"ГЭОТАР-Медиа"
и партнеров

Психология и педагогика. Учебник для студентов стоматологических факультетов

Кудрявая Н.В.и др.; Под ред. Н.В. Кудрявой, А.С. Молчанова

Q0128417
978-5-9704-3374-4
2015
400
твердый

Содержание учебника полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности "Стоматология".

Представлено современное состояние психологии и педагогики< как системы теоретических и практических знаний, большое внимание уделено прикладным аспектам работы врача-стоматолога. Изложение теоретического материала подкреплено анализом конкретных ситуаций из врачебной практики, результатами экспериментальных исследований, диагностическими методиками самопознания, деонтологическими задачами для группового обсуждения и анализа. В каждый раздел включены вопросы для самостоятельной работы и список литературы.

Учебник предназначен студентам стоматологических факультетов медицинских вузов.

Участники издания
Список сокращений
Введение
Раздел 1. Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины
1.1. Предмет, методы, место психологии в структуре научного знания
1.1.1. Структура психологии и ее место в системе современного человекознания
1.1.2. Психическое отражение как предмет психологии
1.1.3. Психические процессы, состояния и свойства
1.1.4. Методы психологии
1.1.5. Психодиагностика в условиях стационара
1.1.6. Психодиагностика и психологическая коррекция дентофобий в условиях амбулаторного стоматологического приема
Вопросы
Литература
Раздел 2. Психология познавательных процессов. Психология эмоциональных процессов и состояний. Их психолого-педагогические следствия и значение для профессиональной деятельности врача
2.1. Познавательные психические процессы
2.2. Ощущения
2.3. Восприятие
2.4. Внимание
2.5. Память
2.6. Мышление как высшая форма познавательной деятельности
2.7. Интеллект
2.8. Воображение
2.9. Эмоциональные процессы и состояния
Вопросы
Литература
Раздел 3. Психология личности, ее психолого-педагогические следствия и значение для профессиональной деятельности врача
3.1. Личность - результат историко-эволюционного развития человека как биологического вида
3.2. Самосознание личности и формирование Я-концепции
Когнитивная составляющая Я-концепции
Оценочная составляющая Я-концепции
Поведенческая составляющая Я-концепции
Функции Я-концепции
3.3. Деятельность как целенаправленное взаимодействие личности с внешним миром
3.3.1. Определение понятий "потребность", "мотив", "мотивация". Теории мотивации
3.3.2. Мотивационная сфера личности
3.3.3. Содержание и структура деятельности
3.3.4. Классификация видов деятельности и поведения человека
3.4. Эмоциональные свойства личности
3.5. Индивидуальность и ее проявления. Индивидуальные свойства личности
3.5.1. Темперамент
3.5.2. Характер и способности
3.6. Личностные изменения, возникающие под влиянием болезни
3.6.1. Факторы, изменяющие личность во время болезни
3.6.2. Бегство в болезнь
Вопросы
Литература
Раздел 4. Элементы возрастной психологии и психологии развития, их значение для профессиональной деятельности врача
4.1. Проблемы возрастной периодизации
4.2. Возрастные особенности психического развития
4.2.1. Младенчество и раннее детство (от 0 до 3 лет)
4.2.2. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет)
4.2.3. Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)
4.2.4. Подростковый или средний школьный возраст (от 10 до 14 лет)
Ранняя юность (от 15 до 18 лет)
Взрослость (от 18 до 60 лет)
Старость (от 60 лет...)
Вопросы
Литература
Раздел 5. Элементы социальной психологии, их значение для профессиональной деятельности врача
5.1. Общение и взаимодействие
5.1.1. Психология общения
5.1.2. Невербальные компоненты и средства общения
5.1.3. Опознание экспрессии лица в структуре более сложных социально-перцептивных процессов
5.1.4. Опознание внешних выражений эмоций и эмпатия в структуре коммуникативных способностей
5.1.5. Умение слушать собеседника
5.1.6. Как говорить, чтобы быть услышанным
5.1.7. Индивидуальный подход к пациентам: особенности восприятия
5.1.8. Барьеры в общении
5.2. Психология групп
5.2.1. Типология социальных групп
5.2.2. Динамика групповых процессов
5.2.3. Внутригрупповые социально-психологические явления
5.2.4. Стили руководства группой
5.2.5. Межличностные отношения в коллективе
5.2.6. Динамика конфликта
5.2.7. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
5.2.8. Методы разрешения конфликтных ситуаций
5.2.9. Конфликты в стоматологической практике
5.2.10. Типы конфликтных личностей
Вопросы
Литература
Раздел 6. Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого-педагогические рекомендации врачу
6.1. Что такое психология здоровья
6.2. Здоровьесберегающая мотивация и поведение
6.3. Защитные механизмы личности
6.4. Отношение к болезни
6.5. Психосоматические заболевания
6.5.1. Психологический подход к психосоматическим нарушениям
6.5.2. Современные формы "психосоматической мифологии"
Вопросы
Литература
Раздел 7. Психология переживаний, стресс у пациентов, патогенное и саногенное мышление
7.1. Психология стресса. Посттравматические стрессовые расстройства
7.1.1. Основные понятия психологии стресса
7.1.2. Общий адаптационный синдром
7.1.3. Посттравматические стрессовые расстройства
7.1.4. Индивидуальные особенности протекания стресса и его последствий
7.1.5. Психологическая диагностика стресса
7.2. Патогенное и саногенное мышление
Вопросы
Литература
Раздел 8. Педагогика как наука. Педагогические составляющие профессиональной деятельности врача
8.1. Педагогика как наука
8.2. Цели высшего медицинского образования
8.3. Основные категории и понятия педагогики
8.4. Современные технологии и методы обучения и воспитания; их применение в высшем стоматологическом образовании и деятельности врача
8.4.1. Модели обучения
8.4.2. Принципы организации педагогического процесса
8.4.3. Методы обучения
8.4.4. Формы организации учебного процесса
8.4.5. Образовательная диагностика - педагогический контроль и самоконтроль
8.5. Проблемы воспитания, самовоспитания, личностного и профессионального самоопределения
8.6. Обучение, значимое для личности
8.6.1. Обоснование личностно ориентированного подхода в обучении
8.6.2. Проблемы и особенности обучения врача
8.6.3. Принципы личностно ориентированного обучения
8.6.4. Совместная деятельность как основа диалога в обучении
8.6.5. Личностная составляющая обучения, значимого для личности: умение находить смысл ситуации
8.7. Педагогические составляющие профессиональной деятельности врача
8.7.1. Педагогическая ситуация в работе врача
8.7.2. Педагогический взгляд на врачебную деятельность
8.8. Деонтология, профессионализм и духовно-нравственная культура врача
8.8.1. О духовно-нравственной культуре врача
8.8.2. Деонтология, нравственное воспитание и смысл врачевания
8.8.3. Модели отношений врач-пациент: этико-деонтологические аспекты
8.8.4. Медико-деонтологические задачи на смысл деятельности врача
Вопросы
Литература
Приложение 1. Задачи
Ответы
Приложение 2. Профилактика дентофобии на детском стоматологическом приеме
Как бороться с приступом паники
Заключение
Предметный указатель
Вы можете оставить свое мнение здесь. Для этого нужно зарегистрироваться