Книга обобщает результаты изучения морфофункционального развития школьников в динамике за последние 50 лет. В ней представлены новые данные о физическом развитии детей и подростков, функциональных показателях, тенденциях и современных факторах, оказывающих влияние на его формирование.
Издание предназначено для педиатров, школьных врачей, гигиенистов, а также студентов, ординаторов и аспирантов высших медицинских учебных заведений.
Список сокращений
Введение
Глава 1. Динамические наблюдения за физическим развитием детского населения
1.1. История изучения физического развития детского населения и его особенности на современном этапе
1.2. Комплексные проблемы гигиены детей и подростков на современном этапе социально-экономических преобразований в Российской Федерации: условия и факторы риска формирования отклонений в физическом развитии детского населения
Глава 2. Методическое обеспечение лонгитудинальных наблюдений
Глава 3. Морфофункциональное развитие детей и подростков Москвы в динамике 50 лет
3.1. Физическое развитие современных московских школьников в динамике обучения
3.2. Физическое развитие московских школьников в динамике 50 лет
3.3. Биологическое развитие московских школьников в динамике 50 лет
3.4. Функциональные показатели у московских школьников в динамике 50 лет
3.5. Оценка физического развития современных московских школьников
Глава 4. Санитарно-гигиеническая характеристика условий воспитания и обучения детей и подростков, их образ жизни
4.1. Санитарно-гигиеническая характеристика условий воспитания и обучения детей и подростков
4.2. Социально-гигиеническая характеристика обследованных современных детей и подростков
4.3. Образ жизни современных подростков и молодежи
Глава 5. Анализ влияния условий жизнедеятельности на формирование физического развития современных детей и подростков
5.1. Анализ влияния условий обучения и воспитания на физическое развитие детей и подростков
5.2. Анализ влияния экологических факторов на физическое развитие детей и подростков
5.3. Анализ влияния медико-социальных факторов и образа жизни на физическое развитие детей и подростков
Глава 6. Характеристика функциональных показателей у современных детей и подростков
6.1. Анализ мышечной силы у современных школьников 7-16 лет
6.2. Анализ жизненной емкости легких у современных школьников 8-16 лет
6.3. Сравнительный анализ функциональных показателей у мальчиков и девочек 8-16 лет
Глава 7. Гигиеническая оценка влияния эндогенных и экзогенных факторов на функциональные показатели у детей и подростков
7.1. Влияние показателей биологического развития и соматотипа ребенка на функциональные показатели 179
7.2. Влияние медико-социальных, климато-географических и экологических факторов на функциональное состояние детей и подростков
7.3. Влияние санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений, учебных нагрузок и образа жизни 195
7.4. Влияние расширенного двигательного режима школьников на функциональные показатели
7.5. Характер взаимосвязи показателей, используемых в донозологической диагностике, и функционального
состояния школьников
Глава 8. Научно-методическое обоснование профилактических мероприятий по оптимизации морфофункционального
состояния организма детей и подростков
8.1. Научно-методическое обоснование профилактических мероприятий для детей со сниженными функциональными показателями и отклонениями в физическом развитии в образовательных организациях
8.2. Научное обоснование, разработка и внедрение возрастно-половых нормативов физического развития и функциональных показателей у детей и подростков для индивидуальной оценки и оценки состояния коллективов
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7