РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1. Концепция охраны и укрепления здоровья населения России
Понятия "здоровье", "болезнь", "здоровый образ и качество жизни"
Юридический и биологический возраст человека. Основные потребности человека в разные возрастные периоды
Факторы риска для здоровья
Демографическая ситуация в России
Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья населения
Контрольные вопросы и задания
РАЗДЕЛ II. ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК
Глава 2. Рост и развитие человека
Физическое развитие
Основные закономерности роста и развития человека
Физическое развитие детей на современном этапе
Контрольные вопросы и задания
Глава 3. Возрастные периоды человека
Оплодотворение. Развитие зародыша и плода. Период новорожденности
Факторы риска, влияющие на рост и развитие во внутриутробном периоде
Периодизация детства
Анатомо-физиологические и психофизиологические особенности детей в разные возрастные периоды
Младенческий возраст (до 1 года)
Преддошкольный возраст (до 3 лет)
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Младший школьный возраст (7-10 лет)
Средний школьный возраст (11-14 лет)
Старший школьный (подростковый) возраст (15-18 лет)
Контрольные вопросы и задания
Глава 4. Гигиена питания, воспитания, обучения и жизнедеятельности детей и подростков
Гигиена питания детей разного возраста
Особенности обмена веществ и энергии растущего организма. Физиологические нормы питания детей
Гигиенические принципы режима и организации питания в детских коллективах
Мониторинг организации питания в детских коллективах
Профилактика пищевых отравлений и токсикоинфекций
Двигательная активность и гигиена физического воспитания детей
Биологическая потребность в движении в зависимости от возраста и пола детей
Средства и формы физического воспитания детей
Гигиенические принципы организации физического воспитания детей и подростков
Закаливание, его физиологическая сущность. Основные принципы закаливания
Медицинский контроль за физическим воспитанием
Гигиена воспитания и обучения детей и подростков
Физиологические основы деятельности детей
Гигиенические основы построения режима дня детей
Готовность детей к систематическому обучению
Особенности развития утомления
Гигиенические принципы организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях
Гигиенические основы компьютеризации обучения
Гигиена трудового воспитания, технологического и профессионального образования учащихся
Гигиенические и физиологические основы трудового воспитания и технологического обучения детей
Влияние профессионально-производственных факторов на организм подростков
Медицинские основы профессиональной ориентации и консультации
Гигиена среды развития, воспитания и обучения детей
Безопасность предметов детского обихода
Требования к игрушкам
Требования к детским книгам и учебникам
Гигиенические проблемы использования гаджетов
Организация рабочего места обучающегося. Требования к учебной мебели
Гигиенические требования к содержанию школ
Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детей и подростков
Международные акты и законодательные основы в области охраны здоровья детей и подростков
Национальная стратегия действий в интересах детей
Основные принципы первичной медико-санитарной помощи детям в образовательных учреждениях
Основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения страны
Контрольные вопросы и задания
РАЗДЕЛ III. ЗДОРОВЬЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Глава 5. Особенности мужского и женского организма в зрелом возрасте
Период юношеского возраста
Анатомо-физиологические, психологические характеристики людей юношеского возраста в зависимости от пола
Мужчина и женщина зрелого возраста
Репродуктивное здоровье человека
Физиологические процессы в репродуктивной системе женщины. Женские половые гормоны. Физиология и патофизиология менструального цикла
Физиологические процессы в репродуктивной системе мужчины. Мужские половые гормоны. Сперматогенез
Возможные проблемы сексуального здоровья и виды его нарушений
Нарушения репродуктивного здоровья человека
Виды воздействия вредных факторов на репродуктивную систему
Влияние химических веществ на мужскую репродукцию
Влияние химических веществ на женскую репродукцию
Контрольные вопросы и задания
Глава 6. Здоровье и планирование семьи
Принципы создания семьи. Критерии репродуктивного поведения
Характеристика основных функций семьи
Основные причины бесплодного брака
Современные методы контрацепции
Контрольные вопросы и задания
Глава 7. Период беременности и родов
Методы диагностики беременности
Течение беременности
Физиологическое течение
Патологии периода беременности
Нарушения течения беременности при воздействии вредных факторов
Особенности планирования беременности при работе женщины или семейной пары во вредных условиях труда
Рациональное питание беременной и проблема йододефицита
Роды
Подготовка организма беременной к родам
Физиологическое течение родов
Первичный туалет новорожденного
Нарушения родовой деятельности
Профилактика осложнений во время родов для матери и плода
Послеродовой период
Роль медицинского работника в восстановлении репродуктивного здоровья женщины после родов
Роль среднего медицинского персонала в сохранении здоровья беременной и ее потомства
Анатомия костного таза женщины. Мышцы тазового дна
Осложнения во время родов для матери и плода
Головка зрелого плода
Контрольные вопросы и задания
Глава 8. Климактерический период
Изменения в организме женщины с началом климактерического возраста
Переходный период у мужчин, изменения в репродуктивной системе
Контрольные вопросы и задания
РАЗДЕЛ IV. ЗДОРОВЬЕ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Глава 9. Геронтология и ее задачи. Теории старения
Процесс старения человека и его механизмы
Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого возраста
Медико-социальная помощь лицам пожилого возраста
Контрольные вопросы и задания
Словарь терминов