Издание содержит основополагающие аспекты педиатрической пропедевтики в возрастной эволюционно-детерминированной целесообразности. В нем изложены анатомо-физиологические особенности детского организма с позиций их значимости для здоровья ребенка и возможности развития патологии. Симптоматика наиболее часто встречающихся заболеваний сформирована по синдромологическому принципу. Широко представлены современные методы исследований, применяемые в педиатрии, и трактовка их результатов. Значительное внимание уделено нутрициологическим аспектам воспитания здорового ребенка. С современных позиций рассмотрены проблемы комплексной оценки здоровья детей, их физического и нервно-психического развития.
Учебник соответствует действующей типовой учебной программе по дисциплине "Пропедевтика детских болезней", утвержденной Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России, федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по специальности 31.05.02 "Педиатрия" (уровень специалитета), утвержденному приказом Минобрнауки России от 17.08.2015 № 853, и предназначен для студентов высших медицинских учебных заведений.
Участники издания
Список сокращений и условных обозначений
Предисловие
Введение
Глава I. Общие вопросы педиатрии
1.1. Краткие исторические сведения. Система охраны здоровья матери и ребенка в России. Понятие о перинатальной смертности
1.2. Возрастная периодизация в педиатрии
1.3. Оценка общего состояния больного ребенка. Анамнез, общий осмотр ребенка. Клинические критерии оценки тяжести состояния больного ребенка
1.4. Физическое развитие детей. Методы и критерии оценки изического развития. Семиотика нарушенийфизического развития
Глава II. Анатомо-физиологические особенности детского организма. Методы исследования органов и систем и семиотика основных поражений
2.1. Анатомо-физиологические особенности и методика осмотра новорожденного ребенка. Признаки доношенности и недоношенности. Пограничные состояния периода новорожденности
2.2. Нервно-психическое развитие детей. Развитие моторики, речи, эмоций и форм общения. Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие детей
2.3. Основные клинические проявления поражения центральной нервной системы после рождения ребенка и их влияние на дальнейшее развитие ребенка. Семиотика основных отклонений в умственном и психосоциальном развитии детей
2.4. Развитие сенсорной сферы
2.5. Комплексная оценка состояния здоровья детей различного возраста. Группы здоровья
2.6. Температура тела и терморегуляция
2.7. Кожа и подкожная клетчатка
2.8. Костная система
2.9. Мышечная система
2.10. Органы дыхания
2.11. Сердечно-сосудистая система
2.12. Кровь и кроветворение
2.13. Органы пищеварения
2.14. Органы мочеобразования и мочеотделения
2.15. Эндокринная система у детей
2.16. Особенности иммунитета у детей различного возраста
Глава III. Обмен веществ у детей
3.1. Особенности белкового обмена у детей
3.2. Синдромы и семиотика нарушения белкового обмена у детей
3.3. Особенности жирового обмена у детей
3.4. Синдромы и семиотика нарушений жирового обмена у детей
3.5. Особенности углеводного обмена у детей
3.6. Синдромы и семиотика нарушений углеводного обмена у детей
3.7. Водно-солевой обмен
3.8. Патология водно-солевого обмена
3.9. Витамины
Глава IV. Питание здорового ребенка
4.1. Физиология лактации
4.2. Питание беременной женщины и кормящей матери
4.3. Естественное вскармливание
4.4. Влияние грудного вскармливания на состояние здоровья
и развитие ребенка
4.5. Правила естественного вскармливания
4.6. Противопоказания к кормлению ребенка грудью
4.7. Гипогалактия: классификация, профилактика и лечение
4.8. Искусственное вскармливание. Современные принципы адаптации продуктов для искусственного вскармливания
4.9. Правила искусственного вскармливания. Классификация заменителей молока
4.10. Смешанное вскармливание
4.11. Прикорм у детей первого года жизни
4.12. Принципы вскармливания недоношенных детей
4.13. Питание детей старше года
Приложения
Список литературы
Предметный указатель