Logo

Казахстан

Комплексные решения
для медицинского
образования от
издательской группы
"ГЭОТАР-Медиа"
и партнеров

Основы формирования здоровья детей. Учебник

Калмыкова А.С. и др.; Под ред. А.С. Калмыковой

NF0009335
978-5-9704-4670-6
2018
384
твердый

В учебнике изложены основные понятия о здоровье, среде обитания и ее влиянии на здоровье, отражены современные аспекты оценки здоровья детей. Подробно описаны проблемы здорового ребенка, современные требования к питанию детей разного возраста. Разделы, посвященные принципам организации и проведения профилактических осмотров детей, включают основные понятия о непрерывном медицинском наблюдении здоровых детей разного возраста, в частности скрининг болезней новорожденных, пограничные состояния раннего неонатального периода, риск перехода в патологическое его течение. На современном уровне рассмотрена организация вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у детей. Большой раздел отведен медицинской помощи детям, посещающим школу и дошкольные учреждения. Отдельно освещены подростковая медицина, воспитание здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, их влияние на здоровье.

Учебник соответствует действующей типовой учебной программе по дисциплине "Основы формирования здоровья детей" по специальности 31.05.02 "Педиатрия" и федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Предназначен студентам медицинских высших учебных заведений.

Глава 1. Понятие "здоровье", основные понятия в пространстве
"здоровье-нездоровье-болезнь"
Основные понятия "здоровье", "нездоровье", "болезнь"
Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков, группы здоровья
Особенности онтогенеза
Генеалогический анамнез
Биологический анамнез
Уровень физического развития и его гармоничность
Нервно-психическое развитие
Показатели поведения
Уровень резистентности организма
Уровень функционального состояния организма
Наличие или отсутствие врожденных пороков развития и хронических заболеваний
Основы охраны здоровья граждан Российской Федерации
Глава 2. Среда обитания и ее влияние на здоровье.
Профилактика эколого-зависимых заболеваний у детей
Экологические основы формирования здоровья ребенка
Факторы среды обитания, их значение для здоровья, профилактика эколого-зависимых заболеваний у детей
Комплексное влияние факторов внешней среды на качество здоровья
Глава 3. Здоровое питание - основа здорового образа жизни детей и подростков
Понятия и термины нутрициологии
Общая нутрициология
Теории питания, законы рационального питания.
Функциональное питание. Диетология развития.
Программирование развития
Кормление детей первого года жизни
Питание детей в возрасте 1-3 лет
Организация рационального питания детей в дошкольных образовательных учреждениях
Питание школьников
Глава 4. Оценка состояния здоровья детей
Медицинское сопровождение дошкольников
Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение
Организация медицинских осмотров
Адаптация и дезадаптация, ведение ребенка в период адаптации
Режим дня и организация учебных занятий в детском саду
Медицинский контроль физического воспитания
Подготовка детей к поступлению в школу; психолого-педагогическое определение готовности ребенка к обучению в школе
Медицинское обеспечение школьников
Адаптация детей к обучению в школе
Диспансерное наблюдение школьников
Организация учебных занятий в школе
Психосоциальные аспекты детства
Морфофункциональные особенности подросткового периода
Особенности заболеваний детей подросткового возраста
Глава 5. Воспитание здорового образа жизни
Возрастная периодизация, критические периоды развития здорового ребенка
Акселерация и ретардация развития
Сенситивные периоды развития детей и подростков
Антенатальная охрана плода, мониторинг беременности
Нервно-психическое развитие детей
Скрининг новорожденных и постнеонатальный комплек с
Наблюдение и уход за новорожденными на педиатрическом участке поликлиники
Уход за новорожденным дома
Пограничные состояния новорожденного
Группы риска новорожденных и профилактика нарушений их здоровья
Содержание, формы, средства и методы гигиенического воспитания детей
Принципы гигиенического воспитания, формирования здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни - обучение здоровью
Значение режима дня детей раннего возраста для укрепления здоровья
Физическое воспитание
Нервно-психическое воспитание детей
Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков
Профилактика незапланированной беременности,
инфекций, передаваемых половым путем
Санитарно-просветительная работа участкового педиатра
Глава 6. Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний у детей
Критические периоды становления иммунной системы у детей
Организация вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у детей
Истинные противопоказания к вакцинации
Вакцинация специальных групп детей
Глава 7. Принципы организации и проведения профилактических и
оздоровительных мероприятий
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата
Профилактика утомления и нарушений нервно-психического здоровья
Оздоровление учащихся, перенесших острую респираторную вирусную инфекцию, и часто болеющих детей
Организация рационального питания для профилактики нарушений обмена веществ
Профилактика нарушений зрения, оздоровление учащихся с миопией
Физическое воспитание детей, массаж, физические упражнения и закаливание в раннем возрасте
Тестовые задания
Эталоны ответов
Список литературы
Вы можете оставить свое мнение здесь. Для этого нужно зарегистрироваться