Сожержание учебника полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Представлено современное состояние психологии как системы теоретических и практических знаний, рассмотрены прикладные вопросы психологии с точки зрения применения их в практике врача-стоматолога. Изложение теоретического материала сопровождается анализом конкретных ситуаций из практики, результатами экспериментальных исследований, диагностическими методиками для самопознания, проблемными задачами для группового обсуждения и самостоятельного разбора. Каждый раздел содержит вопросы для самостоятельной работы и список литературы. Учебник предназначен для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов России.
Введение
Раздел 1. Психология человека
1.1. Психология как наука: предмет, методы, место психологии в структуре научного знания
1.1.1. Структура психологии и ее место в системе современного человекознания
1.1.2. Психическое отражение как предмет психологии
1.1.3. Психические процессы и состояния
1.1.4. Методы психологии
1.1.5. Психодиагностика в условиях стационара
1.2. Индивид. Личность. Индивидуальность
1.2.1. Проблема личности в психологии
1.2.2. Индивидные свойства личности
1.2.3. Характер и способности
1.2.4. Самосознание личности и формирование Я-концепции
1.2.5. Индивидуальность и ее проявления
1.3. Чувственное и рациональное познание
1.3.1. Познавательные психические процессы
1.3.2. Ощущения
1.3.3. Восприятие
1.3.4. Внимание
1.3.5. Память
1.3.6. Мышление как высшая форма познавательной деятельности
1.3.7. Воображение
1.3.8. Интеллект
1.4. Эмоциональная жизнь личности
1.4.1. Эмоции и чувства
1.4.2. Эмоциональные свойства личности
1.5. Мотивация и деятельность
1.5.1. Содержание и структура деятельности
1.5.2. Классификация видов деятельности и поведения человека
1.5.3. Определение мотивации. Теории мотивации
1.5.4. Мотивационная сфера личности
Вопросы
Литература
Раздел 2. Социальная психология
2.1. Общение и взаимодействие
2.1.1. Психология общения
2.1.2. Невербальные компоненты (средства) общения
2.1.3. Опознание экспрессии лица в структуре более сложных социально-перцептивных процессов
2.1.4. Опознание внешних выражений эмоций и эмпатия в структуре коммуникативных способностей
2.1.5. Умение слушать собеседника
2.1.6. Как говорить, чтобы быть услышанным
2.1.7. Индивидуальный подход к пациентам: особенности восприятия
2.1.8. Барьеры в общении
2.2. Психология групп
2.2.1. Типология социальных групп
2.2.2. Динамика групповых процессов
2.2.3. Внутригрупповые социально-психологические явления
2.2.4. Стили руководства группой
2.2.5. Межличностные отношения в коллективе
2.2.6. Динамика конфликта
2.2.7. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
2.2.8. Методы разрешения конфликтных ситуаций
2.2.9. Конфликты в стоматологической практике
2.2.10. Типы конфликтных личностей
Вопросы
Задачи к разделам 1-2
Литература
Раздел 3. Психология образования
3.1. Психологические основы и цели высшего стоматологического образования
3.2. Модели и принципы обучения
3.3. Проблемы воспитания, самовоспитания, личностного и профессионального самоопределения
3.4. Обучение, значимое для личности
3.4.1. Обоснование личностно ориентированного подхода в обучении
3.4.2. Проблемы и особенности обучения врача
3.4.3. Принципы личностно ориентированного обучения
3.4.4. Совместная деятельность как основа диалога в обучении
3.4.5. Личностная составляющая обучения, значимого для личности: умение находить смысл ситуации
3.4.6. Методика рефлексии процесса обучения, значимого для личности
3.5. Психология развития: проблемы возраста
3.5.1. Проблемы возрастной периодизации
3.5.2. Младенчество и раннее детство (от 0 до 3)
3.5.3. Дошкольное детство (от 3 до 7)
3.5.4. Младший школьный возраст (от 7 до 10)
3.5.5. Подростковый или средний школьный возраст (от 10 до 14)
3.5.6. Ранняя юность
3.5.7. Взрослость (от 18 до 60 лет)
3.5.8. Старость (от 60 лет?)
3.6. Образ человека в сознании врача
3.7. Образование и духовная культура врача
3.7.1. О духовной культуре врача
3.7.2. Проблемы духовности и образование врача в дореволюционной России
3.7.3. Профессионализм и нравственность в подготовке советского врача
3.7.4. Духовная культура врача в современном российском образовании
3.7.5. Биоэтика и духовно-нравственное воспитание в медицинском образовании США и Западной Европы
3.7.6. Деонтология и смысл врачевания
3.7.7. Задания для самопознания по теме "Духовность и профессионализм врача"
Вопросы
Литература
Раздел 4. Психология здоровья и продолжительность жизни
4.1. Саногенное мышление
4.2. Здоровье человека и факторы среды
Вопросы
Литература
Раздел 5. Психология переживаний, стресс, дентофобии, личность и болезнь
5.1. Психология стресса. Посттравматические стрессовые расстройства
5.1.1. Основные понятия психологии стресса
5.1.2. Общий адаптационный синдром
5.1.3. Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР)
5.1.4. Индивидуальные особенности протекания стресса и его последствия
5.1.5. Психологическая диагностика стресса
5.1.6. Дентофобия
Вопросы
5.2. Личность и болезнь
5.2.1. Факторы изменений личности в ситуации болезни
5.2.2. Бегство в болезнь
5.3. Психосоматические заболевания
5.3.1. Современные формы "психосоматической мифологии"
Литература
Приложение № 1. Эталоны правильных ответов
Приложение № 2. Профилактика дентофобии на детском стоматологическом приеме
Заключение