Logo

Казахстан

Комплексные решения
для медицинского
образования от
издательской группы
"ГЭОТАР-Медиа"
и партнеров

Клиническая психология

Клиническая психология

Сидоров П.И., Парняков А.В.

Q0007612
978-5-9704-0510-9
2008
880
твердый

Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания. Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией. Указатель, включающий предметный и персоналий, приближает издание к полноценному справочному руководству по всем основным разделам клинической психологии. Учебник предназначен студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам, психологам и социальным работникам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
Исторические предпосылки возникновения понятия "психика"
Психика и нервная система
Социальная опосредованность психики человека
Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений
Задачи и отрасли психологической науки
Клиническая психология как отрасль психологической науки
Основные методы исследования в психологии
Дополнительные методы исследования в психологии
Краткое содержание и выводы
Вопросы для самопроверки
ГЛАВА 2. ПСИХИКА И МОЗГ
Клеточный уровень организации нервной системы
Структурная организация нервной системы
Центральная нервная система
Общая модель сенсорной и двигательной систем
Вегетативная нервная система
Основные функциональные блоки мозга
Теория системной локализации высших психических функций
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА 3. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Ощущения
Общие закономерности ощущений
Основные характеристики ощущений
Изменения чувствительности и процессы взаимодействия анализаторов
Мозговые основы ощущений
Расстройства ощущений
Восприятия
Основные свойства восприятий
Классификация восприятий
Расстройства восприятия
Исследование ощущений и восприятий
Психофизиология органов чувств
Зрительный анализатор
Слуховой анализатор
Анализаторы обоняния и вкуса
Общая (кожноBкинестетическая) чувствительность
Статическая чувствительность
Висцеральная чувствительность
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 4. МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Представления, законы ассоциаций
Основные мнемонические процессы
Типы памяти
Виды памяти
Формирование и развитие памяти
Теории памяти
Нарушения памяти
Методы исследования памяти
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 5. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ
Мышление
Операции процесса мышления
Виды мышления
Основные формы абстрактного мышления
Методы мышления
Типы мышления
Влияние эмоций на мышление
Функциональная асимметрия мозга и мышление
Стратегии мышления и решение проблемных ситуаций
Индивидуальные особенности мышления
Развитие мышления в онтогенезе
Исследование мышления
Законы логики и мышление
Нарушения мышления
Классификация нарушений мышления в патопсихологии
Клиническая классификация расстройств мышления
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
Воображение
Виды воображения
Ятрогении
Патологические формы воображения и их оценка
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
Речь и ее функции
Речь и общение
Жестовая речь
Соотношение мышления и речи
Теории развития речи
Нарушения речи
Расстройства фонационного оформления речи
Расстройства структурноBсемантического (внутреннего) оформления речи
Нарушения письменной речи
Исследование нарушений речи
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Определение и общая характеристика эмоций
Основные свойства эмоций
Функции эмоций
Классификация эмоций
Фундаментальные эмоции (Изард К., 1980)
Развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе
Нейрофизиологический субстрат эмоций
Теории эмоций
ИндивидуальноBпсихологические особенности проявлений эмоций и чувств
Классификация страха и тревоги (по Х. Христозову, 1980)
Патология эмоциональной сферы
Исследование эмоций и чувств
Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изард, модификация -О.П. Елисеев, 1994)
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 7. ВОЛЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Понятие "воля"
Побудительная и тормозная функции воли
Волевая регуляция деятельности человека
Воля и потребности
Этапы волевого акта
Возрастные особенности волевой регуляции и формирование волевых свойств личности
Двигательная активность: психологическое строение движений, действий и навыков
Рабочие движения и работоспособность человека
Патология волевой и произвольной регуляции
Исследование воли
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 8. ВНИМАНИЕ
Определение и функции внимания
Формы и уровни внимания
Свойства внимания
Развитие внимания у детей
Нейрофизиологические механизмы внимания
Нарушения внимания
Методы исследования внимания
Таблицы Шульте
Стимульный материал
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 9. СОЗНАНИЕ
Общая характеристика и основные понятия
Содержание сознания и уровень бодрствования
Формирование сознания в онтогенезе
Взаимодействие сознания и бессознательного
Бодрствование и сон - основные состояния сознания
Нарушения сознания
Состояния выключения сознания
Состояния помрачения сознания
Нарушения самосознания
Проблема измененных состояний сознания
Методы исследования сознания
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА. 10. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ
Личность, индивид, индивидуальность
Структура личности
Структурные личностные модели
СМОЛ (MiniBMult, Kincannon I., 1968)
Динамические личностные модели
СтруктурноBдинамические личностные модели в отечественной психологии
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 11. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Мотивационная сфера личности
Понятие направленности личности
Определение направленности личности (ориентационная анкета)
"Я"Bконцепция и мотивация личности
Изучение "Я"Bконцепции и мотивации личности
Основные теории и модели описания мотивации
Способы удовлетворения потребностей высших уровней
(Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., 1992)
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 12. СПОСОБНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТ
Способности и задатки способностей
Умственные способности (интеллект)
Генетические и средовые факторы в развитии интеллекта
Оценка интеллекта
Нарушения интеллекта
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 13. ТЕМПЕРАМЕНТ
Гуморальные теории темперамента
Конституционные теории темперамента
Тип высшей нервной деятельности и темперамент
Диагностика темперамента
Опросник Я. Стреляу
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 14. ХАРАКТЕР
Определение характера
Соотношение социального и биологического в формировании характера
Структура характера
Типология характера
Характер и внешность человека
Акцентуальные теории характера
Тип акцентуированной личности, по K. Leonhard (1976)
Характерологический опросник Х. Шмишека (Schmischek H., 1970)
Тип акцентуации характера у подростков, по А.Е. Личко (1983)
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА 15. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Начала научной психологии: структурализм и функционализм
Кризис методологических основ психологии и его результаты
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 16. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Понятие личности с позиций психологии деятельности
Психология отношений
Теория установки
Общение и формирование личности
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 17. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
Зигмунд Фрейд (Freud S.): психодинамическая теория личности
Основные положения психоанализа
Структура личности
Развитие личности: психосексуальные стадии
Патологический аспект: концепция психической патологии (сексуальные неврозы)
Дальнейшее развитие психоанализа: последователи З. Фрейда
К. Юнг (Jung C.): аналитическая психология
А. Адлер (Adler A.): индивидуальная психология
К. Хорни (Horney K.): теория "базальной тревоги"
Г. Салливан (Sullivan H.S.): интерперсональная теория
Э. Фромм (Fromm E.): теория отчуждения
Э. Эриксон (Erikson E.H.): теория идентичности
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 18. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ (БИХЕВИОРИЗМ)
Начало бихевиоризма, классический (радикальный) бихевиоризм
Необихевиоризм
Бихевиоризм и когнитивное движение в психологии
Концепция невроза и поведенческая психотерапия
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 19. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
А. Маслоу (Maslow A.H.): теория самоактуализации
К. Роджерс (C. Rogers). Феноменологическая теория личности
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГЛАВА 20. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Предмет и методы возрастной психологии
Понятие возраста в психологии
Возрастная эволюция мозга и психики
Основные теории взросления
Отечественные концепции развития психики
Периодизация психического развития (по Д.Б. Эльконину)
Периодизации индивидуального развития в психиатрии
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 21. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ
Психическое развитие ребенка от рождения до конца первого года жизни
Новорожденный
Младенец
Дети, требующие специального ухода
Раннее детство (преддошкольный период)
Дошкольный период
Психологическая готовность к школьному обучению
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 22. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Основные медикоBпсихологические проблемы периода вхождения детей в школу
Адаптация ребенка к школе
ЛичностноBсоциальная готовность к школе
Интеллект и формирование учебной деятельности
Антидисциплинарное поведение (трудновоспитуемость)
Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 23. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Общая характеристика периода взросления
Психологическое развитие подростка и юноши
Физическое развитие и взросление
Сексуальное развитие и взросление
Интеллектуальное развитие и взросление
Социальное развитие и взросление
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 24. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ЗРЕЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Психология периода взрослости
Старение и психология старости
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
РАЗДЕЛ 6. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 25. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Социальная психология как наука
Устойчивые большие социальные группы
Стихийные группы
Массовые социальные движения
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 26. ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
Классификация малых групп
Структура и феноменология малой группы
Этапы и модели развития малой группы
Механизмы групповой динамики
Лидерство и руководство в малых группах
Эффективность деятельности группы
Групповая терапия
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 27. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ
Психологические и общественные отношения
Общение и его структура
Коммуникативная сторона общения
Интерактивная сторона общения
Перцептивная сторона общения
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
РАЗДЕЛ 7. ЛИЧНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ
ГЛАВА 28. ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Роль личности и психической травматизации при заболеваниях человека
Психогении и учение о психической травме
Фрустрация
Психологические (мотивационные) конфликты
Механизмы психологической защиты
Психогенные нервноBпсихические заболевания
Неврастения (нервная слабость, астенический невроз)
Истерия и истерический невроз (диссоциативноBконверсионные расстройства)
Психастения, невроз навязчивых состояний и тревожноBфобические расстройства
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 29. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
Определение и вопросы классификации
История изучения проблемы психосоматических взаимосвязей
Психодинамические концепции и "гипотеза специфичности" психологических факторов в генезе психосоматозов
Стресс и "неспецифичность" роли психосоциальных факторов в генезе психосоматозов
Признаки стрессового напряжения (в свободной интерпретации, по Шефферу)
Причины стрессового напряжения (в свободной интерпретации, по Буту)
Психосоматический подход в медицине, психологические аспекты диагностики и терапии психосоматических заболеваний
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 30. СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА
БОЛЕЗНИ
Внутренняя картина здоровья и психология телесности
Влияние болезни на психику человека
Внутренняя картина болезни
Масштаб переживания болезни
Типы реакции на болезнь
МедикоBпсихологические классификации
Типы личностной реакции на заболевание (Якубов Б.А., 1982)
ПсихологоBпсихиатрические классификации
Тип отношения к болезни (Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1980)
СоциальноBпсихологические классификации
Психосоциальные реакции на болезнь (Lipowski, 1983)
Переживание болезни во времени
Возрастные особенности внутренней картины болезни
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 31. ПСИХОЛОГИЯ УМИРАНИЯ
Поведение и субъективные переживания умирающих
Состояние сознания в момент смерти
Терминальный больной и качество его жизни
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 32. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Психологические особенности личности суицидента
Диагностика суицидального поведения
Постсуицидальное состояние
Вопросы психотерапии и психопрофилактики суицидального
Поведения
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
РАЗДЕЛ 8. ВРАЧ И БОЛЬНОЙ: ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ГЛАВА 33. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ВРАЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Врач как личность и профессиональная пригодность к медицинской деятельности
Больной и его образ "идеального" врача
Личность больного и эффективность психологического контакта с ним
Методики установления психологического контакта
Техники активного слушания
Первое впечатление больного от встречи с врачом
Техники убеждения
Спор и конфликт
Беседа: общая структура
Познавательный аспект беседы
Эмоциональный аспект беседы и самоконтроль врача
Основные формы психологического взаимодействия между врачом и больным
Характер заболевания и тип контакта
Особенности контакта с больными в терапевтической клинике
Особенности контакта с больными в хирургической клинике
Особенности контакта с больными в акушерскоBгинекологической клинике
Особенности контакта с больными в педиатрической клинике
Особенности контакта с больными в психиатрической клинике
Особенности контакта с больными в клинике неврозов
Особенности контакта с больным в стоматологической клинике
Деятельность психолога в медицине
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 34. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ
Соотношение различных видов психологической помощи
Симптоматическая и патогенетическая психотерапия
Психодинамическое направление в психотерапии
Гуманистическое (экзистенциальноBгуманистическое, феноменологическое) направление в психотерапии
Поведенческое направление в психотерапии
ЛичностноBориентированная (реконструктивная) психотерапия
Шкала оценки эффективности психотерапии (Карвасарский Б.Д.)
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
ГЛАВА 35. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ
Основы психогигиены
Основные задачи психопрофилактики
Краткое содержание и выводы
Вопросы для повторения
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Общая, социальная и возрастная психология
Клиническая (медицинская) психология
Психологические методы исследования
Дополнительная литература
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Вы можете оставить свое мнение здесь. Для этого нужно зарегистрироваться