Logo

Казахстан

Комплексные решения
для медицинского
образования от
издательской группы
"ГЭОТАР-Медиа"
и партнеров

Научная организация учебного процесса. Учебное пособие

Белогурова В.А.

Q0110830
978-5-9704-1496-5
2010
512
твердый

В учебном пособии обобщен 30-летний опыт преподавателей Первого МГМУ им. И.М. Сеченова по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с учетом современных психолого-педагогических требований. В нем кратко изложены основы педагогики и некоторые вопросы психологии учебного процесса. Материал иллюстрирован примерами из медицины и фармации, приведены задания для самостоятельной работы к 10 главам пособия. В издании уделено внимание культуре речи преподавателя и даны методические рекомендации к составлению учебных программ на основе модульно-компетентностного подхода. В пособии даны общие положения, иллюстрированные примерами из медицины и фармации. Предназначено студентам, аспирантам и преподавателям медицинских и фармацевтических учебных заведений.
Предисловие

Список сокращений

Глава 1. Введение в педагогику и психологию

1.1. Предмет и методы педагогики

1.1.1. Основные понятия и их взаимосвязь

1.1.2. Отрасли педагогики

1.1.3. Методы педагогического исследования

1.1.4. Научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа

1.2. Предмет психологии

1.2.1. Основные понятия и их взаимосвязь

1.2.2. Отрасли психологии

1.3. Взаимосвязь педагогики с другими науками

Глава 2. Учение о личности

2.1. Направленность личности

2.1.1. Понятие о личности

2.1.2. Качества направленности личности

2.1.3. Формы направленности личности

2.1.4. Отношения личности

2.2. Опыт личности

2.3. Темперамент

2.4. Характер

2.4.1. Черты характера

2.4.2. Формирование характера

2.5. Способности

2.6. Методы изучения личности

Глава 3. Педагогическое мастерство. Профессиональные требования к личности педагога

3.1. Компоненты педагогического мастерства преподавателя

3.1.1. Профессиональные знания, умения и навыки педагога

3.1.2. Педагогическая этика, педагогический такт

3.1.3. Педагогическая техника

3.1.4. Педагогические способности

3.2. Требования к личности педагога

3.3. Личность обучающегося и его взаимодействие с преподавателем.

Глава 4. Теоретические основы воспитания

4.1. Содержание воспитания

4.2. Научные основы воспитательного процесса

4.2.1. Принципы воспитания студента

4.2.2. Методы воспитания студента

4.3. Формирование мировоззрения учащихся в учебно-воспитательном процессе

Глава 5. Теоретические основы обучения в системе непрерывного образования. Единая методическая система

5.1. Основные компоненты в системе образования

5.2. Специфика обучения взрослого человека

5.3. Общие принципы обучения

5.4. Единая методическая система учебного процесса

Глава 6. Разработка структуры педагогической системы по специальности

6.1. Цели обучения

6.1.1. Современные психолого-педагогические требования к формулировкам целей обучения

6.1.2. Квалификационная характеристика специалиста

6.1.3. Государственный образовательный стандарт

6.2. Отбор содержания обучения. Учебные программы

6.2.1. Общие рекомендации к составлению учебных программ

6.2.2. Рекомендации к составлению учебных программ по отдельным дисциплинам (рабочих программ)

6.2.3. Рекомендации к составлению междисциплинарных программ по блоку дисциплин или по конкретной проблеме

6.2.4. Рекомендации к составлению сквозной (общей) программы обучения по специальности или по конкретной проблеме

6.3. Учебные планы и расписание занятий

Глава 7. Научно-обоснованные подходы, технологии и методики в учебно-воспитательном процессе

7.1. Информативный и деятельностный подходы в обучении. Поэтапное формирование действий и понятий

7.2. Инвариантный подход в обучении

7.3. Проблемное обучение

7.4. Программированное обучение

7.5. Контекстное обучение

7.6. Суггестивное обучение (обучение через внушение)

7.7. Педагогическая система В. Ф. Шаталова

7.8. Интегральное обучение

7.9. Компьютерное обучение

7.10. Модульно-компетентностный подход в обучении

7.10.1. Основные понятия и особенности модульно-компетентностного подхода

7.10.2. Общие и профессиональные компетенции преподавателей медицинских учебных заведений

7.10.3. Учебно-методическое обеспечение образования на основе модульно-компетентностного подхода

7.10.4. Задачи руководителей медицинских учебных заведений при внедрении модульно-компетентностного подхода

Глава 8. Самостоятельная работа студентов. Формы и методы обучения

8.1. Самостоятельная работа студентов

8.2. Формы и методы обучения

8.2.1. Занятия по передаче знаний

8.2.2. Занятия по применению знаний

8.2.3. Методические рекомендации к преподаванию дисциплин в медицинских учебных заведениях

8.2.4.Учебно-методическое обеспечение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Глава 9. Контроль обучения. Управление обучением и контролем по дисциплине и по специальности в целом

9.1. Обучающие и контролирующие задания

9.2. Управление обучением и контролем

Глава 10. Психолого-педагогические основы деятельности медицинского работника

Глава 11. Опыт внедрения психолого-педагогических требований в учебно-воспитательный процесс

ММА им. И.М. Сеченова

Глава 12. Методика преподавания педагогики студентам и преподавателям медицинских училищ и колледжей

Список литературы

Приложения

Приложение 1. Методические рекомендации к составлению учебных программ дисциплин на основе модульно-компетентностного подхода

Приложение 2. Методические рекомендации для составления учебно-методических разработок

преподавателям к проведению занятий со студентами медицинских вузов, училищ и колледжей

Приложение 3. Методическая разработка практического занятия для преподавателей по теме: "Череп"

Приложение 4. Методические указания к проведению практических занятий по анатомии человека

Приложение 5. Задания для самостоятельной работы
Вы можете оставить свое мнение здесь. Для этого нужно зарегистрироваться