В руководстве к практическим занятиям представлены современные методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Особое внимание уделено методам изучения состояния здоровья детей и подростков, физическому развитию как основному фактору выявления санитарноэпидемиологического благополучия, а также психическому здоровью детей и подростков. Представлены методы изучения режима дня, питания, организации учебного, трудового процесса и физического воспитания в детских учреждениях, функционального состояния и работоспособности организма, а также задачи санитарноэпидемиологического надзора и санитарно-эпидемиологической экспертизы товаров и предметов детского обихода и материалов для их изготовления. Отдельная глава посвящена деятельности Роспотребнадзора по обеспечению санэпидблагополучия детей и подростков. Предназначено для студентов медико-профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений.
              
              
                Предисловие 
Глава 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков 
1.1. Оценка физического развития 
1.2. Оценка психического здоровья детей и подростков 
1.3. Показатели заболеваемости детей и подростков 
1.4. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков (группы здоровья) 
Глава 2. Методы изучения и оценки питания детей и подростков 
2.1. Формы и методы контроля за питанием детей и подростков в организованных коллективах и изучение рационов питания 
2.2. Методы изучения рационов питания детей и подростков 
2.3. Гигиеническая оценка условий организации питания на пищеблоке детских образовательных учреждений 
Глава 3. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза товаров детского ассортимента 
3.1. Экспертиза одежды, школьных ранцев и обуви 
3.2. Экспертиза игрушек 
3.3. Экспертиза школьных учебников и детских книг 
Глава 4. Гигиеническая оценка мебели, оборудования и организации учебных мест детей и подростков 
Глава 5. Методы изучения режима дня, организации учебного, трудового процессов и физического воспитания в детских учреждениях, функционального состояния, двигательной активности и работоспособности ребенка 
5.1. Принципы организации изучения режима дня, учебной и трудовой деятельности детей и подростков 
5.2. Методы изучения функционального состояния, работоспособности, двигательной активности и субъективного состояния ребенка 
5.3. Гигиеническая оценка физического воспитания 
5.4. Гигиеническая оценка режима дня, условий и учебно-воспитательного процесса 
5.5. Гигиеническая оценка трудового воспитания, обучения и профессионального образования детей и подростков 
5.6. Оценка организации каникулярной оздоровительной работы в детских и подростковых коллективах 
Глава 6. Деятельность органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по обеспечению благополучия детей и подростков 
6.1. Задачи, функции и общие принципы организации надзора за условиями воспитания и обучения 
6.2. Организация работы подразделений управлений Роспотребнадзора по надзору за условиями воспитания и обучения 
6.3. Планирование деятельности по надзору за условиями воспитания и обучения 
6.4. Организация работы специалистов-экспертов подразделений управлений Роспотребнадзора по надзору за условиями воспитания и обучения 
Тестовые задания 
Приложения