Учебник состоит из двух частей. Первая часть, посвященная уходу за здоровым и больным ребенком, рассматривает вопросы организации работы лечебно-профилактических учреждений и принципы ухода за детьми с учетом анатомо-физиологических особенностей детского организма, вопросы организации режима, физического воспитания, закаливания, правильного питания. Во вторую часть учебника включен учебный материал по пропедевтике детских болезней. Помимо общих вопросов педиатрии рассматриваются методы исследований органов и систем, семиотика основных поражений. Значительное внимание уделено аспектам эволюционно-детерминированной целесообразности особенностей детского организма. С учетом актуальных проблем современного здравоохранения и состояния здоровья детского населения в учебнике представлены аспекты подростковой медицины. Отдельные главы посвящены детской нутрициологии и обмену веществ у детей. Учебник предназначен студентам медицинских вузов.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ I. УХОД ЗА ЗДОРОВЫМ И БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ
Ведение
Глава 1. Типы лечебно-профилактических учреждений и организация их работы
1.1. Учреждения амбулаторного типа
1.2. Учреждения стационарного типа
Глава 2. Санитарно-противоэпидемический режим детских лечебно-профилактических учреждений
2.1. Дезинфекция: виды, методы и средства. Техника приготовления дезинфицирующих растворов
2.2. Функциональные обязанности младшего медицинского персонала. Сбор, хранение и удаление отходов
2.3. Особенности санитарно-противоэпидемического режима приемного отделения. Транспортировка больных
2.4. Санитарно-гигиенический режим в соматическом отделении, инфекционном стационаре
2.5. Профилактика внутрибольничных инфекций
Глава 3. Работа медицинского персонала в лечебных учреждениях
3.1. Этико-деонтологические принципы работы персонала лечебно-профилактических учреждений
3.2. Функциональные обязанности среднего медицинского персонала стационара, дома ребенка. Медицинская документация
3.3. Уход за новорожденным, грудным ребенком и детьми старше года: туалет, правила пеленания, содержание постели, воспитание гигиенических навыков
3.4. Проведение термометрии у детей. Регистрация температуры, типы температурных кривых. Уход за лихорадящими больными
3.5. Режим дня и воспитание детей разного возраста
3.6. Физическое развитие детей, проведение антропометрии
3.7. Физическое воспитание детей. Массаж, гимнастика и закаливание в раннем возрасте
3.8. Нервно-психическое развитие детей, занятия по воспитанию
Глава 4. Питание здоровых и больных детей
4.1. Вскармливание детей первого года жизни и старше года
4.2. Понятие о физиологических и лечебных столах у детей
4.3. Питание детей в больнице. Работа пищеблока, требования к хранению продуктов, к посуде
Глава 5. Особенности детского организма. Уход и наблюдение за детьми разного возраста
5.1. Особенности кожи в детском возрасте. Правила личной гигиены, уход за кожей здоровых и больных детей
4 Глава 1
5.2. Особенности дыхательной системы у детей. Обследование, уход и наблюдение за детьми с заболеваниями органов дыхания.
Доврачебная помощь при неотложных состояниях
5.3. Особенности сердечно-сосудистой системы у детей. Обследование, уход и наблюдение за детьми с заболеваниями органов кровообращения. Доврачебная помощь при неотложных состояниях
5.4. Особенности органов кроветворения. Уход и наблюдение за детьми с болезнями крови. Доврачебная помощь при кровотечениях
5.5. Особенности органов пищеварения у детей. Обследование,
уход и наблюдение за детьми с заболеваниями желудочно-кишечного
тракта. Доврачебная помощь при неотложных состояниях
5.6. Особенности почек и мочевыводящих путей у детей.
Обследование, уход и наблюдение за детьми с болезнями мочевой системы
Глава 6. Способы применения лекарственных средств
6.1. Наружное применение лекарственных средств
6.2. Энтеральное введение лекарственных средств
6.3. Парентеральное введение лекарственных средств, техника манипуляций
6.4. Возможные осложнения при проведении инъекций.
Неотложная доврачебная помощь при анафилактическом шоке
ЧАСТЬ II. ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
Введение
Глава 1. Общие вопросы педиатрии
1.1. Краткие исторические сведения. Система охраны здоровья
матери и ребенка в России. Понятие о перинатальной смертности
1.2. Возрастная периодизация в педиатрии
1.3. Оценка общего состояния больного ребенка. Анамнез, общий
осмотр ребенка. Клинические критерии оценки тяжести состояния больного ребенка.
1.4. Физическое развитие детей. Методы и критерии оценки физического развития. Семиотика нарушений физического развития
Глава 2. Анатомо-физиологические особенности детского организма.
Методы исследования органов и систем. Семиотика основных поражений
2.1. Анатомо-физиологические особенности и методика осмотра новорожденного ребенка. Признаки доношенности и недоношенности. Пограничные состояния периода новорожденности
2.2. Нервно-психическое развитие детей. Развитие моторики, речи, эмоций и форм общения. Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие детей
Содержание
Типы лечебно-профилактических учреждений и организация их работы 5
2.3. Основные клинические проявления поражения ЦНС после
рождения ребенка и их влияние на дальнейшее развитие ребенка.
Семиотика основных отклонений в умственном и психосоциальном развитии детей
2.4. Комплексная оценка состояния здоровья детей различного возраста. Группы здоровья
2.5. Температура тела и терморегуляция
2.6. Органы чувств
2.7. Кожа и подкожная клетчатка
2.7.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования кожи и подкожной клетчатки у детей
2.7.2. Семиотика поражения кожи и подкожной жировой клетчатки. Оценка состояния питания (понятие о нормо-, гипо-и паратрофии)
2.8. Костная система
2.8.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования костной системы у детей
2.8.2. Семиотика поражения костной системы у детей
2.9. Мышечная система
2.9.1. Анатомо-физиологические особенности и методика
исследования мышечной системы у детей
2.9.2. Семиотика поражения мышечной системы у детей
2.10. Органы дыхания
2.10.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов дыхания у детей различного возраста
2.10.2. Основные синдромы и семиотика поражения органов дыхания у детей различного возраста
2.11. Сердечно-сосудистая система
2.11.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов кровообращения у детей
2.11.2. Основные синдромы и семиотика поражения сердечно-сосудистой системы у детей различного возраста. Гемодинамика основных врожденных и приобретенных пороков сердца у детей
2.11.3. Функциональные и инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Оценка данных ЭКГ и ЭхоКГ здоровых и больных детей в возрастном аспекте
2.12. Кровь и кроветворение
2.12.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования системы крови у детей. Гемограмма здоровых детей различного возраста
2.12.2. Основные синдромы и семиотика поражения системы крови и органов кроветворения у детей различного возраста
2.13. Органы пищеварения
2.13.1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения в возрастном аспекте. Методика исследования органов пищеварения
Содержание
6 Глава 1
2.13.2. Основные синдромы и семиотика поражения органов пищеварения у детей
2.14. Органы мочеобразования и мочеотделения
2.14.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования почек и мочевыделительной системы у детей
2.14.2. Основные синдромы и семиотика поражения почек и мочевыводящих путей у детей. Лабораторные и инструментальные методы исследования
2.15. Эндокринная система у детей
2.16. Особенности иммунитета у детей различного возраста
Глава 3. Обмен веществ у детей
3.1. Особенности белкового обмена у детей
3.2. Синдромы и семиотика нарушения белкового обмена у детей
3.3. Особенности жирового обмена у детей
3.4. Синдромы и семиотика нарушений жирового обмена у детей
3.5. Особенности углеводного обмена у детей
3.6. Синдромы и семиотика нарушений углеводного обмена у детей
3.7. Водно-солевой обмен
3.8. Патология водно-солевого обмена
3.9. Витамины
3.9.1. Жирорастворимые витамины
3.9.2. Водорастворимые витамины
Глава 4. Питание здорового ребенка
4.1. Физиология лактации, питание и режим кормящей матери. Гипогалактия: классификация, методы ее профилактики и лечения
4.2. Естественное вскармливание до введения прикорма. Правила и преимущества естественного вскармливания
4.3. Блюда и продукты прикорма. Сроки и правила введения прикорма у детей грудного возраста
4.4. Искусственное вскармливание. Классификация заменителей
молока, принципы адаптации смесей для искусственного вскармливания. Правила искусственного вскармливания
4.5. Смешанное вскармливание. Понятие о докорме. Правила
смешанного вскармливания
4.6. Принципы вскармливания недоношенных детей
4.7. Питание детей старше года
Заключение
Приложения
Тестовые задания