Издание является печатным органом Ассоциации профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК) - первой в России профессиональной общественной медицинской организации, специализирующейся на вопросах качества медицинской помощи и медицинского образования. Журнал издается при поддержке Совета ректоров медицинских и армацевтических вузов России. Издание ориентировано на широкую аудиторию профессоров и преподавателей медицинских вузов и колледжей, руководителей учреждений практического здравоохранения и практикующих врачей. Журнал призван объединить медицинских преподавателей: он посвящен прикладным вопросам преподавания в медицинских и фармацевтических вузах, колледжах, отслеживает новые тенденции в развитии методов обучения и оценки знаний, повышающих эффективность преподавания и обучения. Издание отражает лучший российский и зарубежный опыт, публикуя статьи как российских, так и иностранных авторов. Публикуются переводы некоторых наиболее значимых статей из зарубежных журналов и книг, посвященных медицинскому образованию, в частности, таких, как Medical Education, Medical Teacher и др.
Г.Э. Улумбекова
Анализ численности, структуры и квалификации медицинских кадров в Российской Федерации и ключевые задачи кадровой политики на период до 2020 г.
В данной статье проанализированы численность, структура и квалификация медицинских кадров в РФ в сравнении со странами ОЭСР1. Рассмотрены основные причины возникших проблем в обеспечении медицинскими кадрами и их квалификации. Обозначена главная причина, обусловливающая низкий престиж профессии и недостаточную квалификацию, - крайне низкая заработная плата медицинских работников и профессорско-преподавательского состава медицинских вузов. Приведен международный опыт повышения квалификации медицинских кадров, в том числе проанализированы внешние и внутренние факторы, которые влияют на этот процесс. В заключение перечислены основные задачи и механизмы по обеспечению здравоохранения РФ квалифицированными медицинскими кадрами.
Ключевые слова
o Медицинские кадры
o Структура и численность медицинских кадров
o Заработная плата медицинских кадров
o Квалификация медицинских кадров
o Качество медицинской помощи
o Медицинское образование
G.E. Ulumbekova
The Analysis of amount, structure and qualification of medical personnel in Russian Federation, and key goals for staff policy by 2020
This article analyses the amount, structure and qualification of medical personnel in Russian Federation as compared to OECD. It considers the main grounds for the encountered problems with medical personnel recruitment and qualification. The defined major reason, which stipulates low prestige of the profession and poor qualification, is the extremely low salary of medical staff and medical education teaching personnel. The article brings forward the international experience in postgraduate medical education, including analyses of internal and external factors influencing the process. In conclusion it specifies the main aims and mechanisms to provide RF health care with qualified medical personnel.
Key words
o Medical personnel
o Amount and structure of medical personnel
o Medical personnel salary
o Medical personnel qualification
o Health care quality
o Medical education
М.А. Выжигина, Ж.М. Сизова, Е.В. Ших
Система кредитных единиц в послевузовском профессиональном образовании врачей
Международная коллаборативная программа по переориентации медицинского образования, в 1984 г. запущенная Всемирной федерацией медицинского образования (ВФМО) с целью создания единого общеевропейского образовательного пространства в системе высшего профессионального образования, успешно развивается в странах Европы. Систему перевода и накопления кредитов (ECTS) использует более тысячи европейских вузов. В статье изложены подходы к адаптации российских образовательных традиций к европейским и мировым стандартам, внедрению непрерывного профессионального развития, системы кредитных единиц. Предложена единая по форме и содержанию структура непрерывного послевузовского образования врачей-специалистов в России в соответствии с принципами Болонской декларации. Приведена предложенная в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова система накопительных кредитов как возможная обобщающая модель подхода к оценке накопительной системы кредитных баллов.
Ключевые слова
o Система кредитных единиц
o ECTS
o Болонский процесс
o Непрерывное профессиональное развитие
M.A. Vyzhigina, Zh.M. Sizova, E.V. Shikh
Credit units system in post graduate professional education of physicians
International collaborative program in medical education restructuring initiated in 1984 and aimed at creating common All-European educational territory in the sphere of professional education is successfully developing in European countries. More than one thousand European Universities employ the system of credits transfer and collection. The paper dwells on the ways of Russian educational traditions adaptation to European and International standards, introduction of continuous professional development and the system of credit units. A common structure of continuous post graduate education of medical specialists in Russia according to Boulogne declaration principles is proposed. The paper presents the system of credits collection developed in I.M. Sechenov First Moscow State Medical University. The system is considered to be a common model of evaluating credit units collection system.
Key words
o System of credit units
o ECTS
o Boulogne process
o Continuous professional development
В.Г. Авдеева
Инновационные технологии в системе непрерывного медицинского образования. Опыт подготовки специалистов службы медицины катастроф и скорой медицинской помощи
Принятая в России система непрерывного медицинского образования носит циклический характер и состоит из 5-летних циклов, завершающихся сертификационным повышением квалификации в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального медицинского образования. В промежутках между сертификационными циклами специалисты предоставлены самим себе. Попытка проведения выездной подготовки, в основном теоретической, специалистами крупных образовательных учреждений не может покрыть всей потребности в текущем обучении. В статье описан опыт Пермской краевой службы медицины катастроф по непрерывному обучению врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи (СМП), а также специалистов ургентных специальностей госпитальной базы. Представлены разнообразные методические технологии, инновационные формы обучения, которые позволяют добиться повышения качества подготовки специалистов, участвующих в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Ключевые слова
o Имитационные методы обучения
o Медицина катастроф
o Непрерывное профессиональное развитие
V.G. Avdeyeva
New technologies in the system of continuous medical education. Experience of training catastrophe medicine specialists and ambulance doctors
Conventional system of continuous professional medical education in Russia has cyclic nature. It is composed of 5-year cycles resulting in certified advanced courses in educational institutions of higher and secondary vocational medical education. However, in the periods between certification cycles specialists are left to their own resources. The practice of on field sessions, mainly theoretical ones, held by specialists of major educational institutions cannot meet the requirements of current trends. The paper dwells on the way continuous education of medical doctors and doctor's assistants as well as specialists in emergency medicine is organized by Perm Regional Branch of Disaster Medicine Service. The paper presents various methodical technologies, new forms of education contributing to improvment of the quality of training of the specialists providing medical care in emergency situations and traffic accidents.
Key words
o Imitation methods of education
o Emergency medicine
o Continuous professional development
Д.А. Дэвис, Дж. Гольдман, Л. Перриер, И.Л. Силвер
Непрерывное профессиональное развитие. Глава 7 из книги "A Practical Guide for Medical Teachers"
В главе на базе 2 типичных сценариев рассматриваются основные принципы подготовки образовательных мероприятий в системе непрерывного профессионального развития. Раскрывается суть 4 принципов повышения эффективности процесса НПР: знания аудитории, темы, формата, результата. Приводятся методы оценки объективных потребностей, использование клинических случаев, фокус-групп. Рассматриваются методы повышения интерактивности образовательных мероприятий, методы усиления взаимодействия между слушателями.
Ключевые слова
o Непрерывное профессиональное развитие
o Интерактивные лекции
o Оценка потребностей
D.A. Davis, J. Goldman, L. Perrier, I.L. Silver
Continuous professional development. Chapter 7 from the book "A Practical Guide for Medical Teachers"
The chapter discusses the essence of the 4 stages of CPD process improvement. 4 main principles, namely, knowledge of audience, subject, format and result are presented. Methods of objective requirements evaluation, use of clinical cases and target groups are presented. Methods of educational arrangements interactivity improvement as well as the methods of improved interaction among students are discussed.
Кey words
o Continuous professional development
o Interactive lectures
o Requirements ivaluation