Издание является печатным органом Ассоциации профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК) - первой в России профессиональной общественной медицинской организации, специализирующейся на вопросах качества медицинской помощи и медицинского образования. Журнал издается при поддержке Совета ректоров медицинских и армацевтических вузов России. Издание ориентировано на широкую аудиторию профессоров и преподавателей медицинских вузов и колледжей, руководителей учреждений практического здравоохранения и практикующих врачей. Журнал призван объединить медицинских преподавателей: он посвящен прикладным вопросам преподавания в медицинских и фармацевтических вузах, колледжах, отслеживает новые тенденции в развитии методов обучения и оценки знаний, повышающих эффективность преподавания и обучения. Издание отражает лучший российский и зарубежный опыт, публикуя статьи как российских, так и иностранных авторов. Публикуются переводы некоторых наиболее значимых статей из зарубежных журналов и книг, посвященных медицинскому образованию, в частности, таких, как Medical Education, Medical Teacher и др.
О новых критериях оценки российской академической и вузовской медицинской науки
Стародубов В.И., Куракова Н.Г., Цветкова Л.А., Маркусова В.А.
Обсуждается новая модель финансирования научных исследований в России, учитывающая библиометрические показатели научной деятельности НИИ, вузов и научных коллективов. Показаны отличия российского ландшафта медицинских исследований от других стран. Дана оценка доступности русскоязычного сегмента исследований в области медицины глобальному медицинскому сообществу. Приведены международные рейтинги научных и образовательных медицинских организаций России. Даны рекомендации по повышению доступности и цитируемости российских публикаций, посвященных вопросам медицины и здравоохранения.
Ключевые слова
o Российские медицинские журналы
o Библиометрические показатели
o Публикационная активность
o Цитируемость
About the new criteria for evaluation of Russian academic and university medical science
Starodubov V.I., Kurakova N.G., Tsvetkova L.A., Markusova V.A.
The paper discusses a new model of research work financing in Russia. Bibliometric indices of scientific activities of research institutes and scientific groups are taken into account. The distinctive features of Russian medical researches landscape are pointed out. The ability of global medical community to have access to Russian segment of medical research is appraised. The paper presents international ratings of research and medical bodies of Russia. The authors give recommendations on better availability of Russian publications on the issues of medicine and health care.
Key words
o Russian medical journals
o Bibliometric indicators
o Publication activity
o Citation
_____________________________________________________________________
Обзор технологий eLearning для медицинского образования
Балкизов З.З.
Утверждения о способности технологий полностью преобразовать преподавание и обучение не новы. Они высказывались при появлении всех новых коммуникационных технологий, включая радио, кино, телевидение. В последнее время звучат мнения, что использование компьютеров и Интернета может полностью изменить процесс обучения и даже отменить потребность в преподавателях и формальном образовании. Такие экспансивные заявления о новых технологиях обычно сопровождаются периодом обратной реакции и критики, нападками на энтузиастов и призывами вернуться к традиционному обучению. Цель этой обзорной статьи - помочь тем, кто интересуется использованием eLearning и хотел бы принимать решения о внедрении новых технологий, ориентируясь на лучший мировой опыт и доказательные исследования.
Ключевые слова
o eLearning
o Образовательные технологии
o Обучение на рабочем месте
o Непрерывное профессиональное развитие
Review of eLearning technologies for medical education
Balkizov Z.Z.
Allegations that technologies can completely transform teaching process are not new. They were advanced whenever new communication technologies including radio, cinema and television were introduced. According to recently advanced views computers and Internet can completely change teaching process and make the role of teachers in formal education unnecessary. Such effusive claims are met with criticism and calls to resume traditional form of education. The aim of the paper is to help those who are interested in eLearning use and would like to make decisions on new technologies introduction using the best international experience and evidence based studies.
Key words
o eLearning
o Educational technologies
o Work-based eLearning
o Continuing professional development
______________________________________________________________________
Информационно-коммуникативная среда в системе непрерывного профессионального развития медицинских кадров
Блашенцева С.А., Овчинников Д.Е., Береславский М.И., Колодов Д.А., Люлев А.И.
В статье обсуждается понятие информационно-коммуникативной среды как совокупности условий, обеспечивающих осуществление работы пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Рассматривается возможность использования ИКТ в системе непрерывного профессионального развития медицинских кадров.
Ключевые слова
o Информационно-коммуникативная среда
o Непрерывное профессиональное развитие медицинских кадров
Information and communicative environment in the system of continuing professional development of medical staff
Blashentseva S.A., Ovchinnikov D.E., Bereslavsky M.I., Kolodov D.A., Lyulev A.I.
The paper describes the term information-communicative environment as the complex of conditions providing the user with interactive means of information and communicative technologies (ICT) to work with information resources. The possibility of using ICT in the system of continuous professional development of medical personnel is considered.
Key words
o Information-communicative environment
o Continuous professional development of medical personnel
____________________________________________________________________
Электронно-библиотечная система для медицинского образования
А.В. Молчанов, К.И. Сайткулов
Наличие в вузах электронных библиотек с определенными параметрами буквально за несколько лет стало не просто насущной необходимостью, но и одним из обязательных нормативных требований. Для медицинского образования с учетом его специфики эта тема особенно актуальна. В данной статье исследуются история вопроса, его технические и правовые аспекты, анализируются происхождение и значение самого термина "электронно-библиотечная система" (ЭБС), а также варианты создания и использования ЭБС. В заключении дается оценка сегодняшней ситуации на рынке ЭБС и перспектив его развития в сфере медицинского образования.
Ключевые слова
o Интернет-ресурс
o Электронно-библиотечная система
o Учебный контент
o Индивидуальный доступ
Electronic library system for medical education
A.V. Molchanov, K.I. Saytkulov
One of the mandatory standard requirements is the presence of electronic libraries with definite parameters in universities. The subject is especially topical for medical education due to its specific nature. The paper studies the history of the subject, its technical and legal aspects and analyzes the origin and significance of the term "electronic library system" (ELS) as well as options of ELS creation and use. The paper also evaluates the present day situation in ELS market and outlook for its development in the sphere of medical education.
Key words
o Internet resource
o Electronic library system
o Educational content
o Individual access
___________________________________________________________________
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как средство повышения эффективности учебно-методического обеспечения образовательного процесса медицинского вуза
Плита Е.В., Россиев Д.А., Павлушкин А.А.
Статья посвящена вопросам разработки и внедрения электронного учебно-методического комплекса дисциплин в Красноярском государственном медицинском университете, его преимуществам и влиянию на эффективность учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза.
Ключевые слова
o Учебно-методический комплекс дисциплин
o Информатизация учебного процесса
o Электронные методические пособия
Electronic educational and methodological complex of discipline as a means to improve educational and methodical support of the educational process of medical school
Plita E.V., Rossiev D.A., Pavlushkin A.A.
The paper dwells on the issues of elaboration and introduction of electronic teaching-methodical complex of subjects in Krasnoyarsk State Medical University, its advantages and the way it effects teaching-methodical provision of education process.
Key words
o Teaching-methodical complex of subjects
o Informatization of educational process
o Electronic methodical textbooks
_________________________________________________________________________
Перспективы развития высшего сестринского образования в России
Двойников С.И., Бражников А.Ю., Камынина Н.Н.
В статье анализируется состояние высшего сестринского образования (ВСО) в России в настоящее время. Выявляются причины необходимости изменений в подготовке специалистов в этой области. Акцентируется внимание на имеющемся зарубежном опыте подготовки медицинских сестер-бакалавров. Предлагается и обосновывается современная модель обучения медицинских сестер-бакалавров в нашей стране. Определены основные виды и задачи их профессиональной деятельности. Предлагаемая модель ВСО и будущие специалисты - бакалавры сестринского дела - будут востребованы системой здравоохранения на должностях, предусмотренных существующей в настоящее время нормативно-правовой базой.
Ключевые слова
o Высшее сестринское образование
o Медицинская сестра-бакалавр
o Модель сестринского образования
o ФГОС ВСО нового поколения
o Профессиональная деятельность
The outlook for the development of higher nursing education in Russia
Dvoynikov S.I., Brazhnikov A.Yu., Kamynina N.N.
The paper analyses the present day situation in the field of higher nursing education in Russia. The causes necessitating changes in the system of higher nursing education are elicited. The paper draws readers' attention to the foreign system of bachelor-nurses' education. The up-to-date model of medical bachelor-nurses' training in this country is presented and substantiated. The authors define the main types and objectives of their professional activities. The presented model of higher nursing education will help future bachelor-nurses to get positions specified by the present day standard-legal base.
Key words
o Higher nursing education
o Medical bachelor-nurse
o Model of nursing education
o HNE of new generation
o Professional activities
___________________________________________________________________
Непрерывное профессиональное развитие: продолжая учиться и развиваться (под редакцией З.З. Балкизова)
Гиббс Т., Химион Л.В.
С ростом и развитием профессионализма врача в течение его карьеры должны меняться и способы его обучения искусству врачевания. В связи с неуклонным и быстрым расширением возможностей медицины, возрастанием осведомленности общественности в вопросах здравоохранения для практикующих врачей сейчас, как никогда ранее, становятся важными вопросы дополнительного образования. Прошли времена обсуждения новых лекарств за обеденным столом, прошло то время, когда врач с восхищением демонстрировал коллегам интересный, но часто далекий от обыденности случай. Вместо этого появилось требование структурировать последипломное обучение более целенаправленным, подходящим и обусловленным необходимостью образом. В этой статье рассматриваются некоторые теоретические факты, лежащие в основе перехода от непрерывного медицинского образования (НМО) к непрерывному профессиональному развитию (НПР), доказательства эффективности НПР и его связь с оценкой знаний и определением качества работы практикующих врачей.
Ключевые слова:
o Непрерывное профессиональное развитие
o Обучение, основанное на опыте
Continuing professional development: continuing to learn and develop (edited by Z.Z. Balkizov)
Gibbs T., Khimion L.V.
As medical practitioners "grow and develop" in their postgraduate careers it is appropriate that their learning of the art follows the same pattern. As the frontiers of medicine progress inexorably and rapidly forward, and the receptive public becomes more aware of their medical rights and needs, there has never been a more important time for practitioners to review their postgraduate learning. Gone must be the days of lunch-time postgraduate meetings of informal discussion of a new medication: gone are the days of a colleague enthusiastically presenting an interesting but often removed from commonality case. In its place has arrived a requirement to structure postgraduate learning in a more purposeful, appropriate and needs driven manner. This article considers some of the theory that underlies the change from Continuing Medical Education (CME) to Continuing Professional Development (CPD), the evidence for its effectiveness, and the ways in which CPD interacts with the processes of appraisal and assessment of medical practitioners.
Key words
o Continuing professional development
o Experiential learning
_____________________________________________________________
Научное обоснование критериев оценки учреждения высшего профессионального образования, претендующего на звание "Вуз здорового образа жизни"
Яковлева Т.В., Егоров В.А., Артюхов И.П., Самотесов П.А., Горбач Н.А., Лисняк М.А.
Применение метода экспертных оценок позволило, опираясь на обоснованное достоверное мнение экспертов, базирующееся на их знаниях, опыте и интуиции, при строгом соблюдении правил и методов проведения экспертизы, обработки и анализа данных научно обосновать критерии оценки учреждения высшего профессионального образования, претендующего на звание "Вуз здорового образа жизни", и определить их ранговые места по степени значимости в зависимости от набранных баллов. Кроме того, была определена выраженность в баллах индикаторов, характеризующих каждый из критериев. По результатам проведенного исследования подготовлены научно-обоснованные предложения по критериям (индикаторам) оценки учреждения высшего профессионального образования, претендующего на звание "Вуз здорового образа жизни", позволяющие сопоставить вузы по степени их реализации. Данные критерии можно использовать в качестве инструмента для развития здоровьеформирующей деятельности, направленной на улучшение здоровья участников образовательного процесса, студентов и преподавателей.
Ключевые слова
o Учреждение высшего профессионального образования
o Здоровый образ жизни
o Критерии оценки
o Индикаторы
o Метод экспертных оценок
o Здоровье
o Здоровьеформирующая деятельность
Scientific rationale of evaluation criteria of higher professional education for the title "A university of healthy lifestyles"
Yakovlevа T.V., V.A. Egorov, Artyukhov I.P., Samotesov P.A., Gorbach N.A., Lisnyak M.A.
On the basis of experts' opinion resulting from their knowledge, experience, and intuition, strictly observing rules and methods of examination, processing and analysis of data expert evaluation method helped to base evaluation criteria of a higher professional education institution for obtaining the title "A university of healthy lifestyles" and to define their rating according to obtained points. Besides, indicators characterizing each criterion and expressed in points were defined. Scientifically based recommendations on evaluation criteria of a higher professional education institution for the title "A university of healthy lifestyles" were worked out according to the results of the study. These recommendations will make it possible to rate universities according to the degree they use them in their activities. The criteria can be used as an instrument for the development of health oriented activities improving teachers' and students' health.
Key words
o Higher professional education institution
o Healthy life style
o Evaluation criteria
o Indicators
o Expert evaluation method
o Health
o Health oriented activities
_________________________________________________________________________
Методология формирования культуры здоровья студентов - будущих врачей
Петров В.И., Мандриков В.Б., Замятина Н.В.
Одним из наиболее актуальных вопросов современности является формирование культуры здоровья (КЗ) молодежи. В результате анализа проблем становления профессиональных компетенций будущих врачей было выявлено, что большинство выпускников медицинского университета имеют недостаточно установок на здоровье. Для решения этой задачи в системе вузовского валеологического воспитания нужна новая технология. В статье предложена действующая в Волгоградском государственном медицинском университете методология формирования КЗ студентов - будущих врачей.
Ключевые слова
o Методология формирования культуры здоровья
o Студенты-медики
o Культура здоровья
o Здоровый образ жизни
Methodology of health culture forming of medical students as a future doctors
Petrov V.I., Mandrikov V.B., Zamyatina N.V.
The health culture forming for young people is a most important problem nowadays. The analysis of the main reasons of lack of professional competence among medical students has revealed that the majority of students have a poor health attitude. To improve the situation a new technology is needed. This article demonstrates the methodology of health culture forming among medical students exploiting in the Volgograd State Medical University.
Key words
o Methodology of health culture forming
o Medical students
o Health culture
o Healthy lifestyle
_________________________________________________________________
Анализ состояния проблемы формирования обобщенных экспериментальных умений у студентов медицинского вуза
Пестрожукова Н.Г.
В статье раскрыты следующие понятия: обобщенные экспериментальные умения, компетенции, компетентность. Показана роль обобщенных умений в формировании компетенций, представлены результаты исследований уровня сформированности экспериментальных умений, стадии естественно-научного мышления, мотивации к овладению экспериментальными умениями студентов 1-го курса Омской государственной медицинской академии, результаты анкетирования преподавателей Омской и Челябинской государственных медицинских академий, описана методика формирования обобщенных экспериментальных умений, приведены примеры.
Ключевые слова
o Обобщенные экспериментальные умения
o Ориентировочная основа деятельности
o Естественно-научное мышление
o Мотивация
o Лабораторная работа
o Студент медицинского вуза
Analysis of the problem of formation of generalized experimental skills of the students' medical school
Pestrozhukova N.G.
The article reveals the following concepts: generalized experimental skills, expertise and competence. The role of generalized skills in forming competencies, the results of research-level of formation of experimental skills, the stages of natural science thinking, motivation to master the skills of the experimental students a course of Omsk State Medical Academy, the results survey of teachers of the Omsk and Chelyabinsk State Medical Academies.
Key words
o Generalized experimental skills
o An indicative basis
o Natural-scientific thinking
o Motivation
o Laboratory work
o Student of medical school
___________________________________________________________________