В учебном пособии рассматриваются пути исторического развития педагогики как науки. Здесь нашли отражение вопросы, связанные с поисками современной педагогикой самотождественности, горизонтов совершенствования, способов укрепления связей со смежными дисциплинами. Особое внимание в книге уделено осмыслению философских и общенаучных ориентиров педагогического знания, демонстрации органической связи педагогики и психологии - наук, ориентированных на человека. Тема развития личности представлена в пособии как объединяющая эти научные дисциплины. Становление многосложного методологического аппарата современной педагогики показано в историческом контексте. Учебное пособие предназначено студентам педагогических факультетов, аспирантам и докторантам, осуществляющим педагогические исследования, школьным педагогам и вузовским преподавателям, а также всем тем, кого интересуют проблемы современной педагогической науки и образования.
Предисловие
ГЛАВА 1. Человек обучающийся (homo educandus) в контексте истории
1.1. Образование как институт трансляции культуры
1.2. Античность
1.3. Средние века и эпоха Возрождения
1.4. Новое время
1.5. Современность
ГЛАВА 2. Философские ориентиры педагогики
2.1. Неомарксизм
2.2. Экзистенциализм
2.3. Феноменология
2.4. Структурализм
2.5. Прагматизм
2.6. Герменевтика
2.7. Аналитическая философия
2.8. Персонализм
2.9. Постмодернизм
2.10. Философская антропология
ГЛАВА 3. Общенаучные ориентиры современной педагогики
3.1. Генезис педагогики в зеркале философии науки
3.2. Цель педагогической науки, понятие педагогического знания
3.3. Научно-педагогическая рациональность и критерии научности педагогического знания
3.4. Эмпирические методы научно-педагогического познания
3.5. Научно-педагогический факт
4 ОГЛАВЛЕНИЕ
3.6. Структура научно-педагогической теории и ее функции
3.7. Этос педагогической науки
ГЛАВА 4. "Чему и как учить?": дидактические ориентиры педагогики
4.1. Дидактический материализм и его воплощение в концепциях обучения
4.2. Дидактический формализм и его воплощение в концепциях обучения
4.3. Дидактический утилитаризм и его воплощение в концепциях обучения
ГЛАВА 5. Психологические ориентиры педагогики: личность в психологии
5.1. Модель конфликта
5.1.1. Теория личности З. Фрейда
5.1.2. Теория личности Г.С. Салливана
5.1.3. Теория личности О. Ранка
5.2. Модель самореализации
5.2.1. Теория личности Э. Фромма
5.2.2. Теория личности А. Адлера
5.2.3. Теория личности К. Роджерса
5.2.4. Теория личности А. Маслоу
5.3. Модель согласованности
5.3.1. Теория личности Д. Келли
5.3.2. Теория личности Г. Оллпорта
5.4. Личность в отечественной психологии
5.4.1. Психолого-антропологические воззрения Л.С. Выготского
5.4.2. Теория личности С.Л. Рубинштейна
5.4.3. Теория личности А.Н. Леонтьева
5.4.4. Теория личности К.К. Платонова
ГЛАВА 6. Психологические ориентиры педагогики: психология развития
6.1. Психологические подходы к изучению развития человека в контексте его жизненного пути
6.1.1. Психоаналитический подход
6.1.2. Бихевиористский подход
6.1.3. Когнитивный подход
6.1.4. Гуманистический подход
6.1.5. Культурно-исторический подход
6.1.6. Биологический и этологический подход
6.2. Обобщенные представления о содержании этапов развития человека
ГЛАВА 7. Психологические ориентиры педагогики: психология приобретения индивидуального опыта (научение)
7.1. Теории приобретения индивидуального опыта (научения)
7.1.1. Бихевиористский подход
7.1.2. Когнитивный подход
7.1.3. Психоаналитический подход
7.1.4. Гуманистический подход
7.1.5. Деятельностный подход
Приложение
Л.Н. Толстой о культуре и образовании
Л.Н. Толстой о горизонтах культурного творчества человека
Л.Н. Толстой об этике и культуре
Л.Н. Толстой о власти и культуре
Л.Н. Толстой о социокультурном идеале будущего
Л.Н. Толстой о деятельности учителя
С.И. Гессен. Фрагменты из книги "Основы педагогики. Введение в прикладную философию"
Введение. Проблема педагогической науки.
Предварительное определение образования и науки
К.Д. Ушинский "Родное слово"