Учебное пособие подготовлено на кафедре истории медицины, истории Отечества и культурологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова в соответствии с требованиями Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России по внедрению инновационных подходов в подготовке студентов на межпредметной основе. Оно содержит дополнительные информационно-аналитические материалы, способствующие совершенствованию методики преподавания курса биоэтики в медицинских вузах. Цель пособия - привить студентам-медикам навыки применения рациональных методов оперирования биоэтическими знаниями с учетом бурного развития высокотехнологичной медицины, ознакомить их с историей развития знаковых для биоэтики и медицины технологий и техники, основами ювенильной биоэтики. Студенты также смогут углубить знания по другим учебным дисциплинам с позиций биоэтической концепции, получить необходимые сведения о современных аспектах развития ряда новых направлений в медицине с учетом правил и принципов биоэтики, воспитать в себе культуру принятия особенностей конфессиональных традиций основных религиозных течений нашей страны при взаимодействии с пациентами. Предназначено для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальностям высшего профессионального образования группы "Здравоохранение".
Список используемых сокращений
Введение
Глава 1. История зарождения и становления биоэтики
1.1. Религиозно-философские основы истории биоэтики
1.2. Освещение проблем биоэтики с позиции Русской Православной Церкви
1.3. Зарождение медицинской этики
1.4. Значение Нюрнбергского кодекса в истории медицины и биоэтики
Глава 2. Тенденции современной эволюции клинического мышления в контексте биоэтической концепции
Глава 3. Развитие медицинских технологий и их влияние на становление биоэтики как научного направления и учебной дисциплины
3.1. Исторические примеры влияния биоэтической концепции на принятие медицинских решений и социальную адаптацию новых медицинских технологий
3.2. Биоэтика и история современного развития биомедицинских технологий и медицинских услуг
Глава 4. Ювенильная биоэтика
4.1. Краткое описание основ методологии ювенильной биоэтики
4.2. Исторические вехи развития акушерства-гинекологии, неонатологии и педиатрии и их влияние на развитие ювенильной биоэтики
4.3. Некоторые аспекты ювенильной биоэтики в педиатрической практике
4.4. Современные пути совершенствования государственной системы охраны материнства и детства с позиций ювенильной биоэтики
Глава 5. История создания и развития ряда новых направлений в медицине
5.1. Взаимосвязь поведенческой медицины и биоэтики
5.2. История создания службы медицины катастроф и биоэтические особенности её функционирования
5.3. История развития телемедицины и биоэтические факторы её применения
5.4. Развитие ядерной медицины и новые задачи биоэтики
5.5. История зарождения фармакоэкономики и её связь с медициной и биоэтикой
5.6. Инновационное развитие системы здравоохранения
в контексте истории медицины и биоэтической концепции
Заключение
Приложение 1. Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий по учебно-методическому пособию
Приложение 2. Программа подготовки по биоэтике в медицинской школе Гарвардского университета (США)
Список использованной литературы