Учебник подготовлен с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Его содержание отражает современное состояние психологической науки и историю ее становления. В нем освещаются вопросы, связанные со своеобразием внутренней жизни и поведения человека, со спецификой его взаимодействия с другими людьми и обществом.
Учебник предназначен студентам высших медицинских учебных заведений, а также слушателям системы повышения квалификации в высшей медицинской школе. Он может быть полезен всем, кто интересуется психологией и ее достижениями в области познания человеческой души.
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1. Введение
1.2. Психология как научная дисциплина, предмет психологии
1.3. Место психологии в системе наук
1.3.1. Психология и философия
1.3.2. Психология и физиология
1.3.3. Психология и медицина
1.3.4. Психология и культурология
1.3.5. Психология и педагогика
1.4. Методы психологии
1.5. Валидность и надежность методов
1.6. Этика психологического исследования
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 2. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ
2.1. Введение
2.2. Донаучная психология
2.2.1. Понимание сущности человеческой души в эпоху Античности
2.2.2. Психология и медицина в эпоху Античности
2.2.3. Понимание сущности человеческой души в средние века
2.2.4. Психология и медицина в средние века
2.2.5. Понимание сущности человеческой души в эпоху Возрождения
2.2.6. Психология и медицина в эпоху Возрождения
2.2.7. Понимание сущности человеческой души в эпоху Нового времени
2.2.8. Психология и медицина в эпоху Нового времени
2.3. Становление научной психологии в эпоху Новейшего времени
2.3.1. Структуралистский подход
2.3.2. Функционалистский подход
2.3.3. Психология и медицина в эпоху Новейшего времени
2.4. Современные психологические направления
2.4.1. Бихевиоризм
2.4.2. Психоанализ
2.4.3. Когнитивная психология
2.4.4. Гештальтпсихология
2.4.5. Гуманистическая психология
2.4.6. Деятельностный подход
2.4.7. Психология и медицина в начале третьего тысячелетия
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 3. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ
3.1. Введение
3.2. Подходы к изучению ощущений и восприятия
3.2.1. Структурализм
3.2.2. Гештальтпсихология
3.2.3. Конструктивизм
3.2.4. Экологический подход
3.2.5. Информационный подход
3.2.6. Нейрофизиологический подход
3.3. Физиологические основы, классификация и виды ощущений
3.3.1. Классификация ощущений
3.3.2. Некоторые виды ощущений
3.4. Свойства ощущений
3.5. Свойства восприятия
3.6. Особенности некоторых видов восприятия
3.6.1. Восприятие предметов и форм
3.6.2. Восприятие пространства (глубины)
3.6.3. Восприятие движения
3.7. Условия адекватности восприятия
3.8. Развитие восприятия у детей
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 4. ВНИМАНИЕ
4.1. Введение
4.2. Психологические теории внимания
4.2.1. Структурализм
4.2.2. Функционализм
4.2.3. Психофизиологическая или моторная концепция внимания Т. Рибо
4.2.4. Теория установки Д.Н. Узнадзе
4.2.5. Концепция П.Я. Гальперина: внимание как функция контроля
4.2.6. Теории фильтров Д. Бродбента и Э. Трейсман
4.2.7. Физиологические аспекты внимания (И.П. Павлов, А.А. Ухтомский)
4.3. Виды внимания
4.4. Свойства внимания
4.5. Внимание у животных
4.6. Развитие внимания у детей
4.7. Педагогическое и другие практические значения исследований в области психологии внимания
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 5. ПАМЯТЬ
5.1. Введение
5.2. Виды памяти
5.3. Теории памяти
5.3.1. Монистическая и множественная теории трактовки памяти
5.3.2. Модель Аткинсона и Шиффрина
5.4. Три стадии функционирования памяти
5.4.1. Запечатление (кодирование)
5.4.2. Хранение
5.4.3. Воспроизведение
5.4.4. Забывание. Теории забывания
5.5. Способы улучшения памяти
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 6. МЫШЛЕНИЕ
6.1. Введение
6.2. Взгляды на природу и механизмы функционирования мышления
6.2.1. Функционализм
6.2.2. Психоаналитическая версия
6.2.3. Когнитивистские концепции
6.2.4. Бихевиористские концепции
6.2.5. Гештальтподход
6.2.6. Деятельностная теория
6.3. Виды мышления
6.3.1. Практическое мышление
6.3.2. Теоретическое мышление
6.4. Мыслительные операции
6.5. Стратегии мышления
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 7. ВООБРАЖЕНИЕ
7.1. Введение
7.2. Виды воображения
7.3. Воображение и другие познавательные процессы
7.4. Причины возникновения, периоды развития и функции воображения
7.5. Воображение и органические процессы
7.6. Приемы создания творческих образов
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 8. РЕЧЬ
8.1. Введение
8.2. Гипотезы о происхождении человеческой речи
8.2.1. Логосическая теория
8.2.2. Звукоподражательная теория
8.2.3. Междометийная теория
8.2.4. Теория происхождения языка из жестов
8.2.5. Теория общественного договора
8.2.6. Теория трудовых выкриков и теория трудового происхождения языка
8.3. Функции языка и речи
8.4. Теории развития речи
8.4.1. Бихевиористские теории
8.4.2. Нативистские теории
8.4.3. Деятельностная теория
8.4.4. Когнитивные теории
8.5. Виды речи
8.6. Становление речи у ребенка
8.7. Речь животных
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 9. ЛИЧНОСТЬ
9.1. Введение
9.2. Модель конфликта
9.2.1. Теория личности З. Фрейда
9.2.2. Теория личности Г. Салливана
9.2.3. Теория личности О. Ранка
9.3. Модель самореализации
9.3.1. Теория личности Э. Фромма
9.3.2. Теория личности А. Адлера
9.3.3. Теория личности К. Роджерса
9.3.4. Теория личности А. Маслоу
9.4. Модель согласованности
9.4.1. Теория личности Дж. Келли
9.4.2. Теория личности Г. Оллпорта
9.5. Личность в отечественной психологии
9.5.1. Психолого-антропологические воззрения Л.С. Выготского
9.5.2. Теория личности С.Л. Рубинштейна
9.5.3. Теория личности А.Н. Леонтьева
9.5.4. Теория личности К.К. Платонова
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 10. ТЕМПЕРАМЕНТ
10.1. Введение. Художественное описание типов темперамента
10.2. История изучения и объяснения темперамента
10.3. Модель темперамента И.П. Павлова
10.4. Модель темперамента В.М. Русалова
10.5. Модель темперамента Г. Айзенка
10.6. Модель темперамента А. Томаса и С. Чесса
10.7. Модель темперамента Я. Стреляу
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 11. ЭМОЦИИ
11.1. Введение
11.2. Взгляды Платона на эмоции
11.3. Взгляды Аристотеля на эмоции
11.4. Трехкомпонентная теория В. Вундта
11.5. Биологическая традиция объяснения эмоций
11.5.1. Биологический подход Ч. Дарвина
11.5.2. Теория Джеймса-Ланге
11.5.3. Теория эмоций Кеннона-Барда
11.6. Психологическая традиция объяснения эмоций
11.6.1. Интеллектуалистическая концепция И.Ф. Гербарта
11.6.2. Теория С. Шехтера
11.6.3. Когнитивно-мотивационная теория отношений Р. Лазаруса
11.7. Взгляды на взаимосвязь эмоций и мотивов
11.8. Теория когнитивного диссонанса
11.9. Функции эмоций
11.10. Виды эмоций. Классификация эмоциональных состояний
11.11. Характеристика отдельных эмоций
11.12. Характеристика отдельных чувств
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 12. МОТИВАЦИЯ
12.1. Введение
12.2. Теории мотивации
12.2.1. Бихевиористские теории мотивации
12.2.2. Психоаналитические теории мотивации
12.2.3. Гуманистические теории мотивации
12.2.4. Теории мотивации в гештальтпсихологии
12.2.5. Когнитивные теории мотивации
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 13. ВОЛЯ
13.1. Введение
13.2. Психологические теории воли
13.2.1. Психоаналитические теории воли
13.2.2. Гуманистические теории воли
13.2.3. Бихевиористские теории воли
13.2.4. Когнитивные теории воли
13.2.5. Теории воли в деятельностной психологии
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 14. CПОСОБНОСТИ
14.1. Введение
14.2. Классификация способностей
14.3. Природа способностей
14.4. Развитие способностей
14.5. Одаренность и талант
14.6. Профессиональные способности и их развитие
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 15. ХАРАКТЕР
15.1. Введение
15.2. Типология характеров З. Фрейда
15.3. Типология характеров Э. Фромма
15.4. Типология характеров Э. Шпрангера
15.5. Типология характеров А.Е. Личко
15.6. Типология характеров К. Леонгарда
15.7. Формирование характера
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 16. РАЗВИТИЕ
16.1. Введение
16.2. Психологические подходы к изучению развития человека
в контексте его жизненного пути
16.2.1. Психоаналитический подход
16.2.2. Бихевиористский подход
16.2.3. Когнитивный подход
16.2.4. Гуманистический подход
16.2.5. Культурно-исторический подход
16.2.6. Биологический и этологический подходы
16.3. Обобщенные представления о содержании этапов развития человека
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 17. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
17.1. Введение
17.2. Самосознание и образ тела
17.3. Стресс
17.3.1. Стресс и психологические реакции на него
17.3.2. Стресс и психосоматические реакции на него
17.3.3. Стресс, внутренний конфликт и психологическая защита
17.3.4. Преодоление стресса
17.4. Отношение к болезни и забота о здоровье
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 18. ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
18.1. Введение
18.2. Проблемное поле современной социальной психологии
18.2.1. Социальное мышление
18.2.2. Социальное влияние
18.2.3. Социальные отношения
18.3. Необихевиористский подход в социальной психологии
18.4. Психоаналитический подход в социальной психологии
18.5. Когнитивный подход в социальной психологии
18.6. Интеракционистский подход в социальной психологии
18.7. Деятельностный подход в социальной психологии
18.8. Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений
18.9. Взаимоотношения врача и пациента
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
ГЛАВА 19. МОЗГ И ПСИХИКА
19.1. Введение
19.2. Проблема взаимосвязи физиологии и психологии: краткий исторический экскурс
19.3. Физиологическая организация мозга и психические функции
Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
Литература
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ