Logo

Казахстан

Комплексные решения
для медицинского
образования от
издательской группы
"ГЭОТАР-Медиа"
и партнеров

Биология. Руководство к лабораторным занятиям

Под ред. О.Б. Гигани

Q0129865
978-5-9704-3726-1
2016
272
мягкий

Учебное пособие подготовлено на кафедре биологии и общей генетики медицинского факультета Российского университета дружбы народов.

Учебное пособие содержит краткие сведения по всем разделам, представленным в пособии, описания лабораторных работ, материалы для самостоятельной работы. Пособие иллюстрировано таблицами и 74 рисунками, на которых отображены практически все изучаемые объекты.

Издание предназначено для использования на лабораторных занятиях и самостоятельной работы студентов первых курсов медицинских вузов и составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебными программами на базе кредитномодульной системы организации учебного процесса.



Авторский коллектив
Список сокращений
Предисловие
Требования, предъявляемые к рисунку


МОДУЛЬ 1. Методы изучения живого
1.1. Модульная единица. Изучение устройства микроскопов и принципов световой микроскопии
Работа 1. Изучение устройства светового микроскопа МБР-1 (МБИ-1, Биолам, Микмед-5)
Работа 2. Изучение устройства светового микроскопа МБС-1 (МБС-10, МБР-1А)
Работа 3. Приготовление временного микропрепарата
Вопросы и задания
Тестовые вопросы для итогового контроля
Рекомендуемая литература


МОДУЛЬ 2. Клетка. Строение и функции клеток
2.1. Модульная единица. Строение эукариотической клетки
Работа 4. Микроскопическое изучение клеток пленки лука
Работа 5. Микроскопическое изучение клеток листа элодеи
Работа 6. Микроскопическое изучение клеток крови лягушки
Работа 7. Микроскопическое изучение клеток эпителия кожи лягушки
Работа 8. Изучение электронограмм клеточных структур
2.2. Модульная единица. Химический состав клеток. Обмен веществ и энергии. Проницаемость клеточных мембран
Работа 9. Эксперимент по изучению проницаемости клеточной мембраны эритроцитов
Работа 10. Эксперимент по изучению проницаемости клеточной мембраны растений
Вопросы и задания
Тестовые вопросы для итогового контроля
Рекомендуемая литература


МОДУЛЬ 3. Генетический материал
3.1. Модульная единица. Дезоксирибонуклеиновая кислота
Работа 11. Определение длины и массы молекулы ДНК
Работа 12. Определение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК
Работа 13. Определение последовательности нуклеотидов в дочерних молекулах ДНК после репликации
Работа 14. Составление схемы репликации фрагмента молекулы ДНК
Работа 15. Характеристика ферментов, катализирующих репликацию у прокариот
Работа 16. Характеристика ферментов, катализирующих репликацию у эукариот
3.2. Модульная единица. Рибонуклеиновая кислота
Работа 17. Особенности строения и функций молекул РНК
Работа 18. Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот
3.3. Модульная единица. Реализация генетической информации (синтез белка)
Работа 19. Определение строения полипептида по структуре нуклеиновых кислот
Работа 20. Определение структуры нуклеиновых кислот по строению полипептида
Работа 21. Определение размеров молекул нуклеиновых кислот по количеству аминокислот в полипептиде
Работа 22. Составление схемы процессинга
Вопросы и задания
Тестовые вопросы для итогового контроля
Рекомендуемая литература


МОДУЛЬ 4. Организация генетического материала
4.1. Модульная единица. Хромосомы, хромосомный комплекс
Работа 23. Изучение нормального кариотипа человека
Работа 24. Составление и анализ идиограммы кариотипа человека
Работа 25. Изучение нормального хромосомного комплекса дрозофилы
Работа 26. Изучение политенных хромосом из слюнных желез личинки дрозофилы
Работа 27. Сравнительное изучение кариотипов организмов разных видов
4.2. Модульная единица. Гены
Работа 28. Расположение генов в хромосомах
Работа 29. Определение возможных вариантов генотипов организмов
Работа 30. Определение вида зиготности организмов по их генотипам и фенотипам
Работа 31. Определение фенотипов организмов по их генотипам при разных формах взаимодействия генов
Работа 32. Определение генотипов организмов по их фенотипам при разных формах взаимодействия генов
Работа 33. Определение формы взаимодействия генов по генотипу и фенотипу
4.3. Модульная единица. Экстрахромосомная ДНК. Мобильные генетические элементы
Работа 34. Эксперимент по плазмидному переносу
Работа 35. Сравнительная характеристика экстрахромосомной ДНК про- и эукариот
Работа 36. Сравнительная характеристика МГЭ про- и эукариот
Вопросы и задания
Тестовые вопросы для итогового контроля
Рекомендуемая литература


МОДУЛЬ 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов
5.1. Модульная единица. Митотический цикл. Митотическое деление клеток. Нарушения митоза. Регуляция митоза
Работа 37. Составление схемы митотического цикла клетки
Работа 38. Изучение митоза в клетках корешка лука
5.2. Модульная единица. Мейотическое деление клеток. Нарушение мейоза. Гаметогенез
Работа 39. Составление схемы мейотического деления клетки
Работа 40. Изучение гаметогенеза на препарате поперечного среза семенника млекопитающего
Работа 41. Изучение гаметогенеза на препарате среза яичника млекопитающего
5.3. Модульная единица. Эмбриогенез
Работа 42. Полное равномерное дробление зародыша ланцетника
Работа 43. Полное неравномерное дробление зародыша амфибий
Работа 44. Стадия бластулы ланцетника
Работа 45. Стадия бластулы лягушки
Работа 46. Стадия гаструлы ланцетника
Работа 47. Стадия гаструлы лягушки
Вопросы и задания
Тестовые вопросы для итогового контроля
Рекомендуемая литература


МОДУЛЬ 6. Наследственность. Закономерности наследования генов
6.1. Модульная единица. Наследование аллельных генов аутосом
Примеры решения генетических задач на моногибридные скрещивания
Задача
Работа 48. Образование гамет
Работа 49. Определение генотипов и фенотипов потомков по генотипам и фенотипам родителей при разных формах взаимодействия генов
Работа 50. Определение генотипов и фенотипов родителей по генотипам и фенотипам потомков при разных формах взаимодействия генов
6.2. Модульная единица. Наследование неаллельных генов, локализованных в негомологичных хромосомах (наследование неаллельных генов несцепленных)
Примеры решения генетических задач на дигибридные и полигибридные скрещивания
Задача
Работа 51. Образование гамет
Работа 52. Определение генотипов и фенотипов потомков по генотипам и фенотипам родителей при разных формах взаимодействия генов
Работа 53. Определение генотипов и фенотипов родителей по генотипам и фенотипам потомков при разных формах взаимодействия генов
6.3. Модульная единица. Наследование пола. Наследование генов половых хромосом, или наследование, сцепленное с полом
Примеры решения генетических задач на наследование генов половых хромосом
Задача
Работа 54. Определение вероятности появления ребенка определенного пола
Работа 55. Образование гамет
Работа 56. Определение генотипов и фенотипов потомков по генотипам и фенотипам родителей при разных формах взаимодействия генов
Работа 57. Определение генотипов и фенотипов родителей по генотипам и фенотипам потомков при разных формах взаимодействия генов
6.4. Модульная единица. Наследование неаллельных генов, локализованных в гомологичных хромосомах (наследование неаллельных генов сцепленных)
Примеры решения генетических задач на сцепленное наследование
Задача
Работа 58. Образование гамет
Работа 59. Определение генотипов и фенотипов потомков по генотипам и фенотипам родителей при разных формах взаимодействия генов
Работа 60. Определение генотипов и фенотипов родителей по генотипам и фенотипам потомков при разных формах взаимодействия генов
6.5. Модульная единица. Генетическое картирование про- и эукариот
Работа 61. Построение генетических карт эукариот
Работа 62. Решение задач по генетическому картированию эукариот
Работа 63. Построение генетических карт прокариот
Работа 64. Определение начала и направления хромосомного переноса у прокариот
Вопросы и задания
Тестовые вопросы для итогового контроля
Рекомендуемая литература


МОДУЛЬ 7. Изменчивость
7.1. Модульная единица. Формы изменчивости
Работа 65. Построение вариационной кривой
Работа 66. Изучение фенотипического проявления генных мутаций мухи дрозофилы. Изучение мутантных вариантов мухи дрозофилы
Работа 67. Изучение влияния мутагенного фактора (УФ-облучения) на жизнеспособность бактерий
Вопросы и задания
Тестовые вопросы для итогового контроля
Ситуационные задачи
Рекомендуемая литература


МОДУЛЬ 8. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека
8.1. Модульная единица. Клинико-генеалогический метод. Близнецовый метод. Мультифакториальные заболевания
Работа 68. Составление и анализ родословных (генеалогических) схем
Работа 69. Решение некоторых вопросов генетики человека с использованием близнецового метода
8.2. Модульная единица. Цитогенетический метод. Хромосомные болезни человека
Работа 70. Сравнительное изучение нормального и мутантного кариотипов человека
Работа 71. Эксперимент по определению полового хроматина в клетках слизистой оболочки ротовой полости
8.3. Модульная единица. Молекулярно-генетические методы. Популяционно-генетический метод
Работа 72. Эксперимент по проведению полимеразной цепной реакции
Работа 73. Эксперимент по определению индивидуальной способности ощущать вкус фенилтиомочевины (ФТМ) с последующим расчетом генетической структуры популяции
Вопросы и задания
Тестовые вопросы для итогового контроля
Рекомендуемая литература


МОДУЛЬ 9. Вопросы эволюции
9.1. Модульная единица. Возникновение жизни на Земле. Эволюционное учение. Вопросы антропогенеза
Работа 74. Эксперимент по формированию коацерватных капель
Работа 75. Определение приспособленности организмов с разными генотипами
Работа 76. Оценка приспособленностей организмов с разными фенотипами (эксперимент Кэттлуэлла)
Работа 77. Характеристика естественного отбора в популяциях
Работа 78. Расчет коэффициента отбора генотипов
Работа 79. Выявление филогенетических отношений между организмами путем сравнения нуклеотидных последовательностей ДНК
Работа 80. Определение филогенетических отношений между видами на основании данных о структуре белков
Вопросы и задания
Тестовые вопросы для итогового контроля
Рекомендуемая литература


МОДУЛЬ 10. Медицинская протозоология. Подцарство protozoa (простейшие, или одноклеточные)
10.1. Модульная единица. Подтип Sarcodina (Саркодовые). Класс Rhizopoda (Корненожки)
Работа 81. Entamoeba histolytica (Дизентерийная амеба)
Работа 82. Цикл развития дизентерийной амебы
10.2. Модульная единица. Класс Zoomastigophorea (Зоомастигофора). Многожгутиковые зоомастигофоры
Работа 83. Lamblia intestinalis (Лямблия)
Работа 84. Цикл развития лямблии
Работа 85. Trichomonas vaginalis (Трихомонада влагалищная)
Работа 86. Цикл развития трихомонады
10.3. Модульная единица. Класс Zoomastigophorea (Зоомастигофора). Отряд Кинетопластида
Работа 87. Trypanosoma equiperdum (Трипаносома)
Работа 88. Циклы развития трипаносом
Работа 89. Лейшмании
Работа 90. Циклы развития лейшманий
10.4. Модульная единица. Тип Apicomplexa (Апикомплекса). Класс Sporozoa (Споровики)
Работа 91. Plasmodium vivax (Малярийный плазмодий)
Работа 92. Цикл развития малярийного плазмодия
Работа 93. Toxoplasma gondii (Токсоплазма)
Работа 94 .Цикл развития токсоплазмы
10.5. Модульная единица. Тип Ciliophora (Инфузории). Класс Ciliata (Ресничные инфузории)
Работа 95. Balantidium coli (Балантидий)
Работа 96. Цикл развития балантидия
Вопросы и задания
Тестовые вопросы для итогового контроля
Ситуационные задачи
Рекомендуемая литература


МОДУЛЬ 11. Медицинская гельминтология
11.1. Модульная единица. Тип Plathelminthes (Плоские черви). Класс Trematoda (Сосальщики)
Работа 97. Fasciola hepatica (Печеночный сосальщик)
Работа 98. Цикл развития печеночного сосальщика
Работа 99. Opisthorchis felineus (Кошачий сосальщик)
Работа 100. Цикл развития кошачьего сосальщика
11.2. Модульная единица. Класс Trematoda (Сосальщики)
Работа 101. Paragonimus westermanii (Легочный сосальщик)
Работа 102. Цикл развития легочного сосальщика
Работа 103. Schistosoma mansoni (Шистозома мансони)
Работа 104. Циклы развития шистозом
Работа 105. Личиночные стадии трематод
11.3. Модульная единица. Класс Cestoda (Ленточные черви)
Работа 106. Diphyllobothrium latum (Лентец широкий)
Работа 107. Цикл развития широкого лентеца
11.4. Модульная единица. Класс Cestoda (Ленточные черви)
Работа 108. Taenia solium (Свиной цепень)
Работа 109. Финна свиного цепня
Работа 110. Цикл развития свиного цепня
Работа 111. Taeniarhynchus saginatus (Бычий цепень)
Работа 112. Цикл развития бычьего цепня
11.5. Модульная единица. Класс Cestoda (Ленточные черви)
Работа 113. Echinococcus granulosus (Эхинококк)
Работа 114. Цикл развития эхинококка
Работа 115. Цикл развития альвеококка
Работа 116. Hymenolepis nana (Карликовый цепень)
Работа 117. Цикл развития карликового цепня
11.6. Модульная единица. Тип Nemathelminthes (Круглые черви). Класс Nematoda (Собственно круглые черви). Геогельминты
Работа 118. Ascaris suum (Аскарида свиная)
Работа 119. Цикл развития аскариды
Работа 120. Enterobius vermicularis (Острица)
Работа 121. Цикл развития острицы
Работа 122. Trichocephalus trichiurus (Власоглав)
Работа 123. Цикл развития власоглава
Работа 124. Ancylostoma duodenale (Анкилостома, или Кривоголовка двенадцатиперстная)
Работа 125. Necator americanus (Некатор)
Работа 126. Цикл развития анкилостомид
11.7. Модульная единица. Класс Nematoda (Собственно круглые черви). Биогельминты
Работа 127. Trichinella spiralis (Трихинелла)
Работа 128. Цикл развития трихинеллы
Работа 129. Микрофилярия (Wuchereria bancrofti)
Работа 130. Срез онхоцеркозного узла (Onchocerca volvulus)
Работа 131. Циклы развития филярий
11.8. Модульная единица. Овогельминтоскопия
Работа 132. Изучение методов овогельминтоскопии
Работа 133. Микроскопическое изучение яиц гельминтов
Вопросы и задания
Тип Плоские черви
Тестовые вопросы для итогового контроля
Тип Плоские черви
Ситуационные задачи
Рекомендуемая литература


МОДУЛЬ 12. Медицинское значение членистоногих
12.1. Модульная единица. Подтип Branchiata (Жабернодышащие). Класс Crustacea (Ракообразные)
Работа 134. Внешнее строение Potamobius astacus (Речного рака)
Работа 135. Cyclops strenuus (Циклоп)
12.2. Модульная единица. Подтип Chelicerata (Хелицеровые). Класс Arachnida (Паукообразные)
Работа 136. Внешнее строение Buthus eupeus (Скорпиона)
Работа 137. Внешнее строение паука Lycosa singoriensis
Работа 138. Ixodes persulcatus (Иксодовый клещ)
12.3. Модульная единица. Подтип Tracheata (Трахейнодышащие). Класс Insecta (Насекомые). Отряд двукрылые
Работа 139. Развитие Musca domestica (мухи комнатной)
Работа 140. Комары (родов Culex, Anopheles)
Работа 141. Внешнее строение Phlebotomus papatasii (москита)
12.4. Модульная единица. Продолжение изучения класса Insecta (Насекомые)
Работа 142. Внешнее строение Pediculus humanus (Вши человеческой)
Работа 143. Внешнее строение Pulex irritans (Блохи человеческой)
Работа 144. Клопы
Вопросы и задания
Тестовые вопросы для итогового контроля
Рекомендуемая литература
Ответы на тестовые вопросы


Приложение 1. Общие понятия паразитологии
Приложение 2. Характеристика морфологических форм трипаносоматид
Приложение 3. Животные, паразитирующие у человека
Приложение 4. Схемы циркуляции паразитов в природном очаге
Приложение 5. Схемы циркуляции возбудителей трансмиссивных заболеваний
Вы можете оставить свое мнение здесь. Для этого нужно зарегистрироваться