Logo

Казахстан

Комплексные решения
для медицинского
образования от
издательской группы
"ГЭОТАР-Медиа"
и партнеров
Памятка

 

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА "ГЭОТАР-Медиа"

 

 

г. Москва                                                                                        от "09" ноября 2011 г.

 

 

Памятка для авторов по грифованию учебной литературы

 

Рецензируются (грифуются) учебные издания, используемые в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального (НПО), среднего профессионального (СПО), высшего профессионального (ВПО) и дополнительного профессионального образования (ДПО) (приказ Минобрнауки России № 10 от 15 янв. 2007 г.).

1. Рецензирование учебных изданий проводится с целью оценки соответствия их содержания государственным образовательным стандартам, примерным или рабочим программам дисциплин (предметов), современному научному и технологическому состоянию соответствующей сферы деятельности с учетом уровня профессиональной образовательной программы, а также требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебных изданий. Объектом рецензирования являются печатные и электронные учебные издания. Объем печатных учебных изданий (учебников, учебных пособий, а для ВПО и учебно-методических пособий) должен быть не менее пяти авторских листов; тираж не менее пятисот экземпляров. Электронные учебные  издания, печатный аналог которых может быть получен без потери дидактических свойств, представляются в печатном виде и рецензируются как печатные издания.  

2. Подготовка рецензии на учебные издания осуществляется государственными учреждениями, уполномоченными Министерством образования и науки Российской Федерации соответствующим приказом.

Полномочия по подготовке рецензии  возложены приказом на Федеральный институт развития образования (ФИРО) и Московский государственный университет печати (МГУП). ФИРО организует подготовку рецензий на  учебные издания начального, среднего, высшего, послевузовского  и  дополнительного профессионального образования. МГУП организует подготовку рецензий   на учебные издания высшего, послевузовского  и  дополнительного профессионального образования. ФИРО и МГУП занимаются подготовкой рецензий через базовые учреждения по экспертизе: Экспертный совет Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Российскую медицинскую академию последипломного образования, Российскую академию медицинских наук.

ФИРО является базовым и уполномоченным государственным учреждением по организации проведения экспертизы образовательных программ, учебных изданий и электронных образовательных ресурсов для образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. При этом задачами ФИРО являются:

  • организация проведения экспертизы учебной продукции;
  • методическое сопровождение процесса экспертизы учебной продукции;
  • информирование педагогической общественности, органов управления образованием о результатах экспертизы учебной продукции.

Результаты экспертизы учитываются:

  • при лицензировании и аккредитации образовательных учреждений;
  • при аттестации сотрудников образовательных учреждений;
  • при получении сотрудниками образовательных учреждений научных званий и должностей.

3. Результаты рецензирования учебных изданий для СПО, ВПО, ДПО. Рецензия на учебные издания должна содержать:

3.1. Краткую информацию об учебном издании и его выходные данные:

название и вид учебного издания (учебник, учебное пособие и др.); количество авторских листов. Сведения  об авторах учебного издания: Ф.И.О. авторов, научного редактора.

3.2Читательское назначение учебного издания: учебное издание (указывается вид учебного издания и его название), авторов (указывается Ф.И.О. в родительном падеже),  предназначено для студентов (учащихся, слушателей), обучающихся  по направлению подготовки  (указывается наименование направления подготовки НПО, СПО, ВПО), специальности высшего, среднего профессионального образования  (указывается наименование специальности ВПО, СПО), профессии начального профессионального образования (указывается наименование профессии НПО), образовательной программе дополнительного профессионального образования (указывается наименование образовательной программы ДПО).

            3.3.  Оценку структуры и содержания учебного издания, которая осуществляется в соответствии со следующими критериями для печатных учебных изданий: соответствие названия учебного издания его содержанию; соответствие общего объема учебного издания или его структурных компонентов (разделов, глав) количеству учебных часов, предусмотренных на изучение  данной  дисциплины,  как  правило, из  расчета: 1 авторский лист на 10-12 академических часов для образовательных учреждений НПО и СПО; 5-7 академических часов для  образовательных учреждений ВПО (для учебников и учебных пособий); соответствие содержания учебного материала государственному образовательному стандарту, примерной программе или рабочей программе; логичность и последовательность изложения материала; отличие учебного издания от имеющейся учебной литературы по данному вопросу; научный и методический уровень материала; соответствие содержания учебного издания современному уровню развития науки, техники, технологии и организации труда в данной сфере деятельности; наличие и качество дидактического аппарата издания (обобщений, выводов, контрольных вопросов, заданий и т.п.); качество иллюстративного материала (текстов, рисунков, схем, чертежей, иллюстраций) и их соответствие изучаемому материалу. Для электронных учебных изданий: соответствие содержательно-педагогическим требованиям (область применения; педагогическая целесообразность использования; учет возрастных особенностей обучаемых; наличие уровней сложности учебного материала, разнообразных форм ведения диалога; методическая поддержка издания); соответствие технико-технологическим требованиям (корректность установки и удаления, устойчивость функционирования); соответствие эргономическим требованиям (благоприятность визуальной среды; организация интерактивного диалога; адекватность технологических решений представления тестовой информации, аудиоинформации, видеоинформации, графической информации требованиям санитарно-гигиенических норм).

 

Расчет общего объема учебного издания количеству учебных часов, предусмотренных на изучение  данной  дисциплины

                                             Из расчета:      

- 1 авторский лист на 10-12 академических часов для образовательных учреждений СПО (для учебников и учебных пособий);

- 1 авторский лист на 5-7 академических часов для образовательных учреждений ВПО (для учебников и учебных пособий).

В новых федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования введена новая учетная единица - зачетная единица.

Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам в соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Таким образом, расчет объема учебных изданий определяется умножением количества зачетных единиц на 36 академических часов и далее делением на 6 академических часов.

3.4. Издательство на основании рецензии размещает на титульном листе в подзаголовочных данных сведения о результатах рецензирования, указанные в рецензии. Данные сведения не могут подвергаться изменениям со стороны издателя и автора.

Данное учебное издание рекомендуется (не рекомендуется) (название уполномоченного учреждения в родительном падеже) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы (НПО, СПО, ВПО, ДПО, профессиональной подготовки), по дисциплине (предмету), по специальности (профессии). Регистрационный номер рецензии ______ от "___"_________ (присвоенный базовой организацией).

 Рецензия действительна в течение периода действия соответствующих государственных образовательных стандартов профессионального образования с момента регистрации ее уполномоченным учреждением.

 

 

 

 

 

 

Памятка